Ярослав БОЛЮБАШ, директор Департамента высшего образования МОН Украины:
— Одно из направлений интеграционного процесса Украины заключается во внедрении европейских норм и стандартов в образовании, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений в ЕС. В конечном результате такие шаги будут срабатывать на повышение в Украине европейской культурной идентичности и интеграцию в общеевропейское интеллектуально-образовательное и научно-техническое пространство. Суть Болонского процесса заключается в формировании на перспективу общеевропейской системы высшего образования, названного Зоной европейского высшего образования. Эта система основывается на общности фундаментальных принципов функционирования, которые сводятся к шести ключевым позициям.
Первая — введение двухциклового обучения. Сначала три— четырехлетнее с возможным его продолжением на получение степени магистра (два года) или доктора (семь—восемь лет). Второй принцип — внедрение кредитной системы как системы учета трудоемкости учебной работы. Третье — установление стандартов транснационального образования, когда оценка качества будет основываться не на продолжительности или содержании обучения, а на умениях и навыках выпускников. Четвертое — расширение мобильности студентов и преподавательского персонала, а также изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев. Пятое — обеспечение трудоустройства выпускников, когда их знания и умения должны быть использованы на пользу всей Европы. Для этого профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено, а для обеспечения признания этих квалификаций планируется повсеместное использование Дополнения к диплому, который рекомендован ЮНЕСКО. Шестая позиция заключается в обеспечении привлекательности европейской системы образования то есть привлечении в Европу большего количества студентов из других регионов мира.
В этом контексте в Украине начата модернизация системы образования в стране в целом. Таким образом мы сможем приблизить качество отечественного образования к требованиям тех стандартов, которые наработаны европейским сообществом для внедрения до 2010 года. Адаптирование системы высшего образования и науки Украины в соответствии с европейскими стандартами то есть требованиями и задачами, которые решают страны-участниц Болонского процесса по созданию к 2010 году единого образовательного пространства — это мощный стимул повышения качества и эффективности не только нашей системы образования, но и других сфер экономики, на состояние которых через кадры, науку она влияет.
Первые контакты Украины с министрами образования стран- участниц от Европы состоялись в сентябре 2003 года в Берлине. В следующих встречах от многих из них было получено заверение в поддержке нашей страны в стремлении присоединиться к Болонскому процессу.