Кроме таких известных структур межгосударственного сотрудничества, как Европейский Союз, Всемирная торговая организация, НАТО, существует еще целый ряд международных объединений, членами которых уже является Украина. Или, как в данном случае, — отдельные регионы нашей страны. Речь идет об Ассамблее европейских регионов. Ее генеральный секретарь Клаус Клипп недавно несколько дней находился во Львове. Встретился с руководством области, общался со студентами Львовского национального университета, журналистами, наблюдал за изменениями, которые произошли в Украине в последнее время. Основной целью его визита было обсуждение вопроса о расширении сотрудничества между Ассамблеей и Львовским регионом, ознакомление с состоянием административно-территориальной реформы в Украине и дальнейшее привлечение украинских регионов к участию в программах АЕР. Господин Клаус Клипп пообщался, в частности, с корреспондентом «Дня», благодаря чему наши читатели смогут больше узнать об Ассамблее и перспективах, которые открываются перед регионами, когда они становятся ее членами.
— Господин Клипп, что это за организация — Ассамблея европейских регионов?
— Это — крупнейшая сеть межрегионального сотрудничества в Европе, которая существует уже 20 лет. Ныне Ассамблея представляет 13 межрегиональных организаций и 250 регионов из 30 стран. Это — демократический форум, который уважает разнообразие регионов Европы и превращает это разнообразие в силу. Мы поддерживаем субсидиарность, региональные демократические структуры и отдаем преимущество региональному управлению. Члены Ассамблеи обмениваются опытом и ноу-хау, реализуют совместные взаимовыгодные проекты.
— Насколько широко задействована Украина в деятельности Ассамблеи?
— Самой первой в Ассамблею вступила Одесская область, это было в 1992 году. Позже — Донецкая и Львовская области — в 2000 году. Недавно к нам присоединились еще Киевская, Кировоградская и Херсонская области. Нужно признать, Европа заинтересована в сотрудничестве с регионами Украины. Каким мы видим это сотрудничество? Действует несколько комитетов и разнообразных программ. Львовщина, в частности, является участником программы «Центурио», которую финансирует ЕС. Состоит она в обмене опытом в сферах экономического развития, туризма и защиты окружающей среды. Львов в этом смысле сотрудничает с Цюрихом. Эксперты в области туризма должны проанализировать реальное состояние западноукраинского города и помочь Львовщине стать полноправным участником туристической европейской сети. Речь идет не только об отдыхе, а о всем спектре туризма.
У Львова большой потенциал. Это очень красивый город в центре Европы, и он может сыграть важную роль в контексте евроинтеграции. Ассамблея планирует отстаивать интересы Львовщины в вопросах создания транспортных коридоров, а именно — ускорении решений по увеличению инвестиций. Львов является частью европейского транспортного коридора, и мы бы хотели, чтобы этот коридор был достроен и развивался. Эта проблема обсуждается в течение довольно долгого времени, но пока что далее обсуждений дело не шло. А для экономического развития региона это очень важно.
Важным вопросом для развития региона является активизация работы аэропорта во Львове. В Западной Европе сейчас происходят большие изменения в авиационной индустрии. Появляется немало небольших компаний, услуги которых стоят намного дешевле услуг компаний с известными брендами. Особенность деятельности этих компаний в том, что они объединяют именно регионы, и вам не следует летать через столицы, как сейчас. Во время этого визита я попытаюсь обсудить этапы конкретного сотрудничества.
— В каких еще программах может участвовать Украина?
— В «Евродисее». Благодаря этой программе 20000 молодых людей уже получили профессиональные знания, опыт за рубежом, им были предоставлены рабочие места в партнерских регионах. Молодые люди из Украины могут ездить на стажировки в европейские страны и в течение шести месяцев совершенствовать свои профессиональные знания, получать колоссальный толчок для развития, самостоятельного принятия решений. А после стажировки такие люди значительно проще и быстрее находят работу дома.
— Изменилось ли за последнее время отношение к Украине со стороны ассоциации?
— Время до оранжевой революции было обозначено довольно сложными отношениями и торможением многих процессов. Сегодня нам работается значительно легче, появилось понимание. Я думаю, что Львов играл значительную роль в оранжевой революции, и это очень важно в отношении ко Львову и Украине в целом. Ведь мы говорим о демократических преобразованиях, о поддержке основ для дальнейшего развития региональной демократии.
Сегодня нас интересует реальная ситуация в Украине, вопрос административно-территориальной реформы, подготовка к выборам. Думаю, что приедут к вам в ближайшее время еще, ведь в круг наших интересов входит и очень важная для развития Украины конституционная реформа.
— А что тревожит ассоциацию в странах Европейского союза?
— Вопрос организации деятельности больниц и социальных услуг. Регионы сами являются ответственными за развитие больниц, социальной сферы. Это практика не всех, но многих стран. Однако для всех характерен недостаток средств, заложенных в бюджете. При этом работники больниц должны оказывать услуги высокого качества — в общем высоким качеством должны быть отмечены все социальные услуги. Естественно, что нашу обеспокоенность вызывают и люди преклонного возраста, которых становится все больше. С одной стороны, люди теперь живут в целом дольше, а с другой — их доля в обществе становится все больше, ведь мужчины и женщины более длительное время чувствуют в себе силы, желание быть социально активными. Наша реакция должна проявляться не только в том, что мы построим больше приютов, интернатов, домов отдыха для престарелых, но и в предоставлении им возможности сохранять социальную активность, быть полезными обществу. Возможно, следует пересмотреть концепцию развития общества. Я не верю, что люди после 60—65 хотят только лежать на диване и смотреть телевизор. Они еще здоровы, у них есть силы работать. Учитывая это, Западной Европе есть чему поучиться в Украине — например, как привлекать к активной жизни старшее поколение и где взять для этого деньги.
— Не от хорошей жизни наши старики вынуждены до глубокой старости тяжело работать...
— Да, это проблема... Пока же я говорю о том, что процесс должен быть не односторонним. Регионы должны учиться, обмениваться друг с другом опытом и информацией. Чтобы заново не изобретать велосипед, а продвигаться далее.