Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Духовность Игнатия Лойолы и религиозная культура Украины

17 декабря, 1999 - 00:00

Для рядового украинца иезуит — скорее имя нарицательное, а не название конкретного монашеского ордена. «Ксендз-иезуит» в словаре Тараса Шевченко тождественен обобщенному образу врага и вражде украинцев и поляков. Это он приводит к Гонте детей, коварно предлагая: «Ти нас ріжеш — заріж і їх: вони католики».

Православная историко- церковная наука России твердила о разрушительном влиянии духовности иезуитов на украинскую религиозную жизнь XVII в. Протоиерей Георгий Флоровский говорит о латинском перерождении киевского православия, вызванном влиянием иезуитских коллегий. «Латинизации подвергается не только обряд и язык, но и богословие, и мировоззрение, и самая религиозная психология. Латинизируется сама душа народа», — констатирует о. Флоровский. История богословия ХVIII—ХIХ вв. предстает в его концепции тяжелой историей преодоления иезуитского влияния.

Большевистский антиклерикализм ХХ в. довел до абсурда антииезуитскую установку массового сознания. Читая об иезуитах как «активных союзниках наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом», которые «находились в тесном союзе с итальянскими фашистами, с гитлеровской Германией, с пилсудчиками в Польше», или знакомясь с хрестоматийной книгой Лазаря Великовича «Черная гвардия Ватикана», видим, как трудно сохранить объективность и беспристрастность даже в далекой исторической ретроспективе. Но с точки зрения церковного человека легче заметить то общее в духовных поисках Востока и Запада, что интегрируется христианской аскетической культурой.

Роль о. Игнатия Лойолы (1491—1556) в истории аскетической культуры христианской церкви обусловлена прежде всего приданием совершенной формы духовным упражнениям и созданием новой формы монашеской жизни. Эти черты в видении большинства историков церкви прежде всего закрепляют самобытность западного, латинского типа духовности. Однако внимательное знакомство с молитвенными практиками о. Игнатия Лойолы свидетельствует об использовании им в духовных упражнениях не только опыта предшественников из Испании и других поместных церквей Запада, но и о некотором родстве медитативных упражнений о. Игнатия Лойолы с восточным опытом «умной молитвы», которая пережила в эпоху исихазма свой подъем.

Систематическое вхождение в Иисусову молитву было неотъемлемым элементом обучения поздневизантийской православной аскезы, позже обобщенным в творениях прп. Паисия Величковского. Его «Филокалия» («Добротолюбие») созвучна стремлению Игнатия упорядочить советы о жизни в молитве в единую перспективу, спроецированную на жизненный опыт человеческой личности. Также в «Листвице» прп. Иоанна Синайского (ок. 525—649) имеем обстоятельно изображенную систему 30 степеней духовного совершенствования, которая стремилась придать систематичность молитвенному совершенствованию монаха.

Восточные Отцы церкви учат, что в молитве осуществляется союз любви человека с Богом. Силой молитвы человек возносится к Богу и объединяется с Ним, отделяется от бессловесных животных и соединяется с ангелами. Целью духовного совершенствования является очищение духа от телесной нечистоты, ежедневно возвышаться к небесному, пока любая деятельность, любое стремление сердца не станет одной постоянной молитвой. Так, прп. Григорий Палама предлагает путь к богопознанию через познание действительности, развитие склонности души к познанию и рассуждению, через обретение терпения благодаря воле.

Посему интересно отметить, что путь о. Игнатия Лойолы имеет ту же стратегию духовного роста, которую начертили православные Отцы церкви — через признание и преодоление собственной слабости, а посему — через открытие собственной силы, собственной неповторимой жизненной дороги и свободный выбор этой дороги. Частная созерцательная молитва в духовности о. Игнатия Лойолы предстает действенной дорогой, ведущей к личной связи с Богом. Через нее осуществляется вхождение в апостольское служение ближнему. Иезуитское воспитание преследует цель постепенного введения в молитву через духовные упражнения, которые обычно продолжаются три недели. Все новое в укладе Общества Иисуса связывалось, в первую очередь, с деятельным и целеустремленным апостольским служением в мире, которое стало его выдающимся вкладом в реформу Христовой церкви в рамках апостольской традиции.

Знакомство с аскетическими практиками иезуитов пришло в Украину после более чем 600-летнего восточного монашеского опыта Киевской церкви. Здесь издавна знакомились с уставами православных прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, прп. Феодора Студита, целью которых также была систематизация молитвенной жизни, оформление ее бытовой среды, внедрение в монашеской уклад универсального ритма мистических подъемов. Православная киевско-черниговская традиция барокковой проповеди становится в каком-то смысле ответом на вызов латинских духовных упражнений. Ответ, который не сводится к наследованию другой аскетической культуры. Она открывает и провозглашает общехристианские ценности, связанные с культурой молитвы, открытой для Запада св. Игнатием. Для Востока же эта культура представляется египетским и синайским монашеством, святой горой Афон, патериками.

Украинские монастыри в XVII в. переживают большое духовное обновление, связанное собственно с активизацией общественной миссии. Киевско-Печерская лавра превращается в мощный издательский центр и сосредоточивает в себе интеллектуальные силы в лице о. Елисея Плетенецкого, о. Захарии Копистенского, свт. Петра Могилы, о. Инокентия Гизеля. Переживает второе рождение Успенский Почаевский монастырь, где действует прп. Иов Зализо и прославляется чудесами Богородичная святыня — Почаевская икона Божьей Матери. Начинается история Густинского монастыря под Прилуками, Мгарского монастыря под Лубнами, основания новых обществ на бывшем «татарском» левом берегу Днепра. Главным центром духовной жизни Слобожанщины становится Святогорский Успенский монастырь над Северским Донцом. Образовываются казацкие монастыри под Красным Кутом, под Змиевым, а в Куряжском монастыре начинается литературная жизнь Слобожанщины (монах Ануфрий).

Знакомство украинцев с духовностью о. Игнатия Лойолы происходит благодаря распространению иезуитских изданий, влиянию педагогических традиций Общества Иисуса и утверждения его обществ на территории Речи Посполитой. Первый иезуит появился в Польско-Литовском государстве еще перед смертью о. Игнатия Лойолы, в 1555 году. Это был о. Альфонс Сальмерон.

Украину зацепила также дипломатическая миссия иезуита о. Антонио Поссевино, который по инициативе царя Ивана Грозного вел в Москве в 80-х гг. XVI в. переговоры о примирении Речи Посполитой с Московским царством и о заключении церковной унии. Во Львове разворачивается деятельность главного представителя Общества Иисуса в Речи Посполитой о. Петра Скарги. Его труды создали богословское основание для заключения Берестейской унии, к чему непосредственно приложил руку и сам о. Петро Скарга.

Не меньшее значение имело распространение сети учебных заведений Общества Иисуса — коллегий. Коллегия соединяет в себе монашеской дом и учебное учреждение. Как правило, это школа среднего уровня, в которой монахи-иезуиты работают в качестве преподавателей и ученых. Образцом для иезуитских коллегий стал Colegium Romanum, основанный в Риме в 1551 г. А Виленская коллегия с 1569 года постепенно превращается в важный центр обучения детей украинской и белорусской шляхты.

Базовыми в получении образования были гуманитарные науки, за которыми шли философия и богословие. Тщательно соблюдаемый порядок изучения отдельных областей знаний хорошо воспринимался украинской школой, привыкшей к поочередному изучению Грамматики, Часослова, Псалтыря. Много времени посвящалось на выработку филологического чутья, хорошего стиля устной и письменной речи. Планомерность в образование добавляло повторение материала и активная заинтересованность учеников их собственным воспитанием.

В качестве восточной альтернативы иезуитским коллегиям в последней четверти XVI в. в Украине и украинских обществах вне края возникают православные братские школы, которые часто использовали программы и методы обучения своих оппонентов-иезуитов. В 1584 году многочисленные украинские братские школы получили королевскую привилегию. В русле этих традиций в 1632 году был основан Киево-Могилянский коллегиум. Как правила Римской коллегии стали образцом для других иезуитских школ, так уклад Львовской братской школы дает пример и воспитательную модель для светского братского школьничества, а Киево- Могилянский коллегиум же был образцом для Черниговского, Харьковского и Переяславского коллегиумов.

Православно-католическая полемика в течение века была наиболее динамичной формой литературной жизни в наших краях. Трактат Петра Скарги «Об единстве Церкви Божьей» (1577) поднял мощную волну полемических споров вокруг проблемы церковной юрисдикции и места Папы Римского во Вселенской церкви. Его же апология «Берестейский собор» начертила программу общественного восприятия примата римского архиерея в христианских средах Речи Посполитой. Интересно, что писательская деятельность Петра Скарги начинается собственно после вступления в общество и более глубокого знакомства с основами духовности Игнатия Лойолы. Как иезуит о. Петр Скарга стал широко известен в Речи Посполитой благодаря своим богословским, агиографическим, проповедническим произведениям. Его популярные проповеди — при королевском дворе, на Львовской кафедре, в Виленской академии — оказывали заметное влияние на практику живого слова. А материалы «Житий святых» Петра Скарги использовались украинскими православными и католическими проповедниками не реже мало доступных церковнославянских рукописей или греческих и латинских изданий.

Опыт аккомодации христианского учения к различным национальным культурам — неотъемлемый элемент иезуитской доктрины. Безоговорочное использование национальных языков, приспособление к одежде, речи, способу жизни становятся новыми методами миссионерства, практикуемого иезуитами не только в Европе, но и в Индии, Китае. Расписание занятий за 1583 год в Виленской академии свидетельствует, что тут ежедневно утром и после полудня отводилось время на чтение и писание на руськом языке, толкование на нем избранных текстов из Евангелия. В общем же в литовской провинции Общества Иисусова утвердилась установка на приоритетное изучение литовского, латвийского и эстонского языков, а в польской провинции — руського языка. Это не могло не стимулировать использование руського (тогдашнего книжного украинского) языка в проповеднической практике, в учебных изданиях.

Эти явления заметно влияли на массовое религиозное сознание, формировали сознание верующих, побуждали украинских авторов к труду над собственными популярными учебниками по основам религии. Так, появляются утраченный впоследствии катехизис Стефана Зизания (1595 г.), катехизис Лаврентия Зизания-Тустановского, а также «Собрание короткой науки в артикулах веры православно-кафолической христианской» митрополита Петра Могилы и о. Исайи Трофимовича-Козловского.

Апостольская установка в общественном служении иезуитов направляла их на активный труд в мирянских средах. Общество Иисусово окружает себя благотворительными и общественно-культурными учреждениями. Такое направление деятельности определилось и в Речи Посполитой. В разных городах о. Петро Скарга закладывает благотворительные заведения: братство милосердия, братство св. Лазаря, Шкатулка св. Николая в Кракове и т.д.

Украинская традиция уже знала такие формы организации мирян, как братства. Но собственно на грани эпохи барокко, под бесспорным влиянием Реформации и Контрреформации традиционные братства эволюционируют в деятельные ячейки сохранения православной духовности, которые противостоят наиболее деградированным иерархическим институтам.

Действительно, как утверждают некоторые православные теологи, духовность о. Игнатия Лойолы была существенным фактором формирования религиозной культуры украинского барокко. Но ее восприятие нельзя рассматривать как сугубо латинизационную тенденцию, враждебную византийско-украинской традиции. В контексте диалога восточной и западной религиозности игнатианская духовность стимулировала поиск собственной тождественности, присущей украинскому религиозному творчеству эпохи барокко. Игорь ИСИЧЕНКО, доцент Харьковского университета, архиепископ УАПЦ

P.S. Выше приведен несколько сокращенный текст доклада, который Владыка Игорь сделал на Втором итальянско-украинском научном симпозиуме, посвященном истории культурных, политических и литературных отношений двух народов. Симпозиум состоялся в ноябре, в Венеции.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ