Проект «Коготь», который, как претенциозно заявляют его анонимные авторы, «режет покрывало скрытности и лжи», стал еще одним эпизодом в «войне компроматов», вот уже несколько лет являющейся любимым, если не единственным инструментом российской политической «элиты».
Материалы, включавшие в себя расшифровки пейджерных сообщений и телефонных переговоров, «аналитические справки» на представителей целой плеяды известнейших российских политиков, впервые появились на сервере www.weekend.ru в конце прошлого года. Среди попавших под удар были Олег Бойко, Николай Сванидзе, Альфред Кох, Юрий Скуратов, Александр Хинштейн, Александр Минкин и, сенсация года, Борис Березовский и Татьяна Дьяченко (дочь российского президента). Материалы были доступны для просмотра недолго — всего один день, но прекрасно справились со своей задачей: российская печать разразилась серией материалов, где типичные «подметные письма» не только широко цитировались, но и выдавались за вполне пристойный способ «уменьшения зазора между российской элитой и самим народом России». Одна из публикаций в «Московском комсомольце» под названием «Колпак над президентом» вызвала нужную реакцию Генеральной прокуратуры России: массированный удар, нанесенный по финансово-промышленной империи Бориса Березовского, только подтвердил, что метод очень действенный. Однако в комментариях российской прессы сквозит несогласие с тем, что ради достижений «высоких» целей можно пренебречь законодательством, не говоря уже о морали. К сожалению, сетования журналистской братии, как это часто бывает, не возымели какого-либо результата. 18 февраля появилось продолжение провокации под сериальным названием «Коготь-2». Главная тема новых скандальных досье посвящена конфликту между губернатором Красноярского края Александром Лебедем и местным авторитетом Анатолием Быковым и, новая сенсация, теневым связям Быкова и Лужкова.
Проект «Интернет-парламента», идея которого была высказана Сергеем Кириенко во время Интернет-конференции в конце прошлого года, демонстрирует принципиально иное направление не только в Интернет-политике, но и в политике вообще. Один из самых молодых премьеров российской, да и современной мировой истории вообще, пренебрежительно именуемый недоброжелателями «киндер-сюрпризом» Кириенко демонстрирует куда большую дальновидность и глубину взглядов, нежели его маститые противники. Интернет-парламент — это структурированная, хорошо организованная система дискуссий по наиболее актуальным вопросам современной политической жизни России, в которой принимают участие все желающие. Для участия в работе парламента необходимо зарегистрироваться; для участия в дискуссии необходимо выбрать нужный раздел. «Мы не хотим создавать очередной политический кружок московской интеллигенции, объединяющий узкий круг единомышленников вокруг какой-то четко выраженной идеологии. Наша цель — собрать граждан...», — так объясняет Сергей Кириенко причины, заставившие прибегнуть его к таким экзотическим формам политической организации своих сторонников.
Попытки интерполировать события российской политической жизни на украинскую действительность дают массу пищи для размышлений. В том, что многие действующие лица украинской политики вынуждены будут отрастить собственные «когти», сомневаться не приходится. Слишком ретиво одна из «гілок» власти, возомнившая себя главной, рубит все, что «мешает» ей исполнять свои обязанности. Судя по тому, какой бурный взят старт в новом году, уже к началу лета существование изданий, не то что вообще не славословящих, но славословящих «без должного энтузиазма», будет осложнено до предела. Посему большинство претендентов на престол вынуждены будут искать альтернативные каналы распространения той информации (и дезинформации, не без этого), которую сочтут нужной. Увы, но власть предержащие с неописуемым простодушием продолжают наступать на одни и те же, порядком потертые грабли. Вытеснив оппонентов за пределы правового пространства, в «тень», они не добьются ровным счетом ничего. Только развяжут им руки. Учитывая, что с одной стороны, в столах и сейфах украинских журналистов уже накоплены эвересты «горячего» материала, опубликовать который обычным способом решительно невозможно, а с другой, на сегодняшний день ничего особо из ряда вон выходящего еще не обнародовано, можно сделать вывод — мы узнаем еще о-очень много интересного. И несомненно, Интернет с его анонимностью и бесконтрольностью сыграет в этом важную роль.
Другое дело, а что дальше? Кто из украинских политиков может предложить не просто симпатичную идею, а образ мысли и действия, способные направить энергию общества в более конструктивное и продуктивное русло? Кто по примеру Сергея Кириенко или Григория Явлинского имеет достаточно мужества вести открытый, искренний диалог с теми, кого он просит еще раз оказать доверие? Увы, но и здесь на сегодняшний день Евгений Марчук вне конкуренции. Увы потому, что такое отношение должно быть само собой разумеющимся правилом, а не приятным исключением. Увы потому, что неготовность большинства украинских политиков внятно и членораздельно сформулировать свою позицию, открыто и честно отстаивать свои взгляды будет провоцировать все новые и новые эпизоды «войны компроматов». А это совсем не то, что нужно нашему обществу, нашей стране.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Андрей Анатольевич БУРГОМИСТРЕНКО, заместитель Генерального директора ООО «ГЛОБАЛ ЮКРЕЙН» по продажам и маркетингу:
— Интерес к Интернет среди людей, не являющихся профессионалами в области информационных технологий, постоянно растет. В конце 1998 года по всему миру насчитывалось более 150 миллионов пользователей Интернет. Ожидается, что к 2000 году их количество возрастет до 1 миллиарда. Постоянный и значительный рост общего объема пользователей говорит о том, что сеть Интернет, безусловно, завоевала прочные позиции в жизни большинства людей, став по-настоящему массовой средой. Украина не является исключением. Экономическая ситуация в нашей стране не способствует быстрому росту числа пользователей сети Интернет, но даже сейчас насчитывается более 100 тысяч, активно работающих в Паутине. Несомненно, в преддверии президентских выборов, ресурсы Интернет привлекут внимание и претендентов, и политических партий как скоростью распространения информации, так и своей общедоступностью и отсутствием цензуры. По всей видимости, в данной ситуации основным критерием распространения той или иной информации станут моральные принципы и убеждения тех, кто имеет свободный доступ в сеть Интернет. Компании, предоставляющие доступ к сети Интернет, вряд ли возьмут на себя роль цензора. Запретами достичь ничего не удастся. Только совместными усилиями всех заинтересованных сторон возможно направить политическую борьбу в цивилизованное русло.