Вместо пролога. Диалог барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена с Томасом, своим слугой. Х/ф «Тот самый Мюнхгаузен» («Мосфильм», 1979):
Т. — Как фрау Марта?
М. — Все хорошо... мальчик... родился.
Т. — Ну?!
М. — Да!
Т. — Хороший мальчик?
М. — Двенадцать килограмм.
Т. — О! Бегает?
М. — Зачем? Ходит.
Т. — Болтает?
М. — Молчит.
Т. — Умный мальчик! Далеко пойдет!!!
Со времен съемки фильма миновало 20 лет, но названные «ценности» той советской жизни, аллегорически освещенные режиссером и актерами, не утратили своего значения и сегодня. Оно, может, и действительно: больше прислушивайся, больше молчи — и все будет хорошо. Именно в таком режиме работает сейчас подавляющее большинство районных изданий в Украине накануне выборов.
Редакторам районок «предлагается» печатать в своих газетах материалы лишь одного направления, типа «Только Леонид Данилович Кучма! В худшем случае Украину ожидает глубокий кризис». Получается, сейчас мы живем не в кризисных условиях? Интересно, что в райгосадминистрациях (могу сказать только о Сумской области, хотя, наверное, такой «сценарий» по всей Украине) составлен график выступлений руководителей предприятий и организаций района в местных печатных средствах массовой информации. О содержании этих «материалов по графику» догадаться не тяжело. Кто бы из руководства не печатался, больше всего используются следующие слова и изречения: «Невзирая на всяческие нелады.., другого выбора не существует.., благодаря грамотному вмешательству нашего Президента.., за собственной инициативой Л.Д.Кучмы.., только за последние пять лет улучшилось.., в последнее время увеличилось» и т.д. и т.п. Перечислять комплименты в адрес «единого» кандидата, которые использует пресса, можно очень долго, но все равно с моим «неправильным пониманием текущей ситуации» не переплюнуть тех, кто призван делать это каждую минуту, каждый час, каждый день.
Вот и печатают наши газеты информацию (понятно, позитивную) только об одном кандидате. На других либо понемножку капают грязь, либо просто о них «молчат»... О некоторых сегодняшних газетчиках классик сказал бы, что умные парни, далеко пойдут. Понятно, такие «глухонемые» власть устраивают.
Тот же х/ф Диалог Мюнхгаузена и губернатора города Ганновер.
Г. — Сдайте шпагу!
М. — Ваше Высочество, ну не идите против своей совести. Я знаю, Вы благородный человек. И в душе тоже против Англии.
Г. — Да, в душе против, да, она мне не нравится. Но я сижу и помалкиваю!.. Сдавайте шпагу...
В частных разговорах сотрудники редакций говорят, что будут голосовать 31 октября за того или другого, но ни в коем случае не за «безальтернативного» кандидата. Разговоры-разговорами... Да, в душе люди против Кучмы, да, он им не нравится. Но на страницы газет коллективы редакций выносят совсем другие, не свои мысли. Таким образом разнося «дурман» в народ. Понятно, что редакторы «районок» не могут отказаться от таких «предложений» подавать информацию относительно выборов однонаправленно. Ведь предлагается нехитрая альтернатива — или ты «это» печатаешь сегодня, или завтра у газеты будет новый редактор.
Да, все мы люди. Хотим работать, зарабатывать деньги, чтобы содержать свои семьи. Но подсчитайте: в каждой редакции районной газеты работает от 10 до 20 человек. Это один район. А сколько таких районов в области, в Украине? И эти люди говорят одно, а в своих изданиях печатают совсем другое! На вопрос, как так может быть, они отвечают: «Ну такая сейчас ситуация». «Ты хочешь, чтобы меня выбросили?», «А что ты предлагаешь?» Действительно. А что государство может предложить журналисту, который говорит правду? Звучит, как начало какой-то страшной пьесы. Каким будет ее продолжение? Поживем — увидим.
Тот же х/ф. Диалог Мюнхгаузена со своим слугой Томасом.
Т. — Все шутите?..
М. — Давно бросил. Врачи запрещают.
Т. — С каких это пор Вы стали ходить по врачам?
М. — Сразу после (своей) смерти.
Т. — А говорят ведь, юмор, он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
М. — Не всем! Тем, кто смеется — продлевает, а тому, кто острит — укорачивает! Вот так вот...
Газетчики, печатающие в своих «районках» лишь о достижениях действующего Президента, упускают из вида один важный факт — на улице осень, время не только предвыборной, но и подписной кампании. И, конечно, все газетчики на 1 января 2000 года хотят иметь как можно больший тираж своей газеты. Но как можно заставить, например, крестьянина подписаться на газету, в которой пишут о «значительном улучшении дел в агропромышленном комплексе»? Что скажет рабочий, который не получает зарплату 12 месяцев, читая, что «за последние месяцы производство в Украине увеличилось на 0,0....%»? Пенсионер читает в «районке» об обещаниях «первого» навести порядок в пенсионном обеспечении, но улучшения в этом деле не ощущает. Как в частных, так и в общественных сельхозпредприятиях увеличилось количество краж. «Тянут» все: коров, коз, коней, поросят, «помогают» копать картофель и т.п. Но писать об этом в «районках» не хотят. Ведь есть «рекомендованное» толкование этой проблемы: «Количество преступлений в сравнении с таким же периодом прошлого года значительно снизилось».
Сможет ли наш человек выписать себе районное издание, из номера в номер обманывающее читателей? Конечно, сможет! Почему? Потому что когда вам в октябре, ноябре или декабре почтальонша принесет пенсию, то она вам ее не отдаст до тех пор, пока вы не заполните подписной абонемент на «рекомендованное» районное издание. Хотя бы на один месяц. Смешно? Совсем нет. Почтальонше «так сказали». А у нее тоже есть семья, и ее тоже нужно кормить. Кто с этим не согласен, бумаги хватает, шариковую ручку дадут — пиши заявление... Выше почтальонши не будем «залезать» — там все и так понятно... Не до юмора...
Вот и смещают «районки» свое внимание и, как следствие, внимание читателя, с проблем, сложившихся в жизни района, на «более важные» — перепечатывают из других изданий информацию о паранормальных явлениях где-то в Неваде, о жизни звезд Голливуда, увлекаются сенсациями типа «в Карпатах живет «украинский Копперфильд» и т.д. и т.п. А первые страницы, как и полагается, местная пресса «украшает» хвалебными одами курсу реформ, начатых нашим Президентом. Все больше и больше «районки» начинают напоминать какое-то приложение к центральным газетам, сделавшим себе имя и тираж на скандалах и сенсациях.
Вместо эпилога хотелось бы привести последние слова барона Мюнхгаузена из вышеупомянутого художественного фильма:
«Я понял, в чем ваша беда — вы слишком серьезны. Умное лицо, это еще не признак ума, господа! Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь...»
Р.S. Главную роль в художественном фильме «Тот самый Мюнхгаузен» исполнял Олег Янковский.