Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Двенадцатый вал»

Вторая попытка увеличить продолжительность обучения в школе вызвала не меньшее сопротивление общества, чем первая. «День» выяснял, насколько это обоснованно
21 декабря, 2016 - 11:54
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

На днях правительство поддержало намерение Министерства образования и науки переходить на двенадцатилетний цикл учебы, утвердив концепцию реформы среднего образования «Новая украинская школа на период до 2029 года». Переход планируется в 2018 году, но для начала парламент должен утвердить новый закон о среднем образовании.

Из-за таких планов учителя, родители и все, кто так или иначе причастен к школе, говорят свое «но». Педагоги не против новшеств и сетуют на усталость от постоянных требований выдавать что-то новое при мизерном финансировании. Родители не понимают, что даст детям еще один год учебы в школе, ведь раньше полностью хватало одиннадцати. А если копируются европейские образцы образования, то какие именно?

Сопротивление возникло несмотря на многоразовые объяснения Министерства образования и науки, какой будет новая структура школы (пять лет — начальная, четыре — базовая, и последние три года — профильная) и зачем это делается (чтобы разгрузить учебную программу в целом и научить детей пользоваться знаниями, а не зазубривать информацию). А также — несмотря на заявления, что старт реформы неминуем, потому что качество среднего образования крайне низкое.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗ-ЗА НЕДОВЕРИЯ

Поскольку первоклашки 2018/2019 учебного года должны учиться по новым программам, написанным под 12-летку, следующий год должен стать сверхважным для всех образовательных звеньев, чтобы реформа имела удачный старт. Но если в настоящий момент, на этапе подготовки, чувствуется сопротивление, МОН следует провести дополнительную работу, прежде всего разъяснительную.

«Коммуникация реформ — это очень непростое дело. Сопротивление идее 12-летнего образования существуют по двум причинам. Первая — это общий уровень недоверия к власти, вторая — непонимание ценности образования как такового для последующей карьеры и развития личности, — дает комментарий аналитик Аналитического центра CEDOS Ирина Когут. — Есть еще несколько факторов. Во-первых, коррупция при вступлении в высшие учебные заведения и в целом инфляция высшего образования на стыке 1990—2000-х годов, когда стало понятно, что из-за отсутствия денег невозможно поступить в вузы, а диплом — это бумажка, для получения которой хорошо учиться необязательно. Образование перестало быть связанным с материальным благополучием. Сейчас это постепенно меняется, становится понятно, что есть профессии, которые дают высокие заработки и возможность хорошо жить, но для этого нужно хорошо учиться. Но существует недоверие к власти, сомнения, что действительно получится сделать другую школу».

НОВЫЕ БЛИНЫ ИЗ СТАРОГО ТЕСТА

Поскольку 12-летняя система учебы вводится в школах во второй раз (первая попытка была в 2002 году, однако в 2012-м нововведение отменил экс-министр образования Дмитрий Табачник), общество воспринимает это насторожено, боясь, что со сменой власти автоматически изменятся планы на образовательную реформу. К тому же новая система обучения предусматривает другие образовательные стандарты, программы и учебники, есть потребность в учителях, готовых воплощать предложенную министерством реформу. То есть накопился ряд проблем, без решения которых невозможно внедрить качественные изменения.

«В школе есть много вещей, которые обществом просто не воспринимаются. Очень плохое качество учебников, например, по английскому языку и математике. Там есть много заданий, по которым непонятно, чего этим хотят добиться от детей. По моему мнению, лучше всего было бы закупить их образцы в США или Сингапуре, где математика преподается для жизни, — отмечает старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, эксперт общественной организации «Точка роста: образование и наука» Ирина Егорченко. — У меня нет уверенности, что реформу удастся запустить в 2018 году, потому что есть недоверие к правительству и Минобразования, которое еще должно много чего сделать».

ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ

Чтобы люди поверили в реформу, эксперты советуют МОН браться за работу уже сейчас. Ирина Когут считает, что стоит заняться переподготовкой учителей, ведь какими бы замечательными ни были новые учебные программы, их воплощение зависит от педагогов. Также советует изменить систему управления и финансирования школы и решить проблему малых сельских школ.

Ирина Егорченко добавляет, что начинать нужно с еще более простых вещей: «Нужно упразднить все виды работ в школе, которые стимулируют списывание и плагиат. Это рефераты, принудительные работы Малой академии наук, которые пишут учителя. Зачем это нужно? Стоит уменьшить количество конкурсов в школах: дети к ним готовятся и выступают на них вместо уроков, но это пустая трата времени учителей и перегрузка учеников. Также нужно убрать рейтинги школ. То есть МОн должно проанализировать, что именно вызывает сопротивление в школах, и говорить на эти темы, а недостатки устранять».

«ЭТО — ПЕРСПЕКТИВА»

Также советует сосредоточиться на разъяснении реформы учитель начальных классов общеобразовательной школы №4 города Буча Наталья Самийленко. По ее словам, в этом больше нуждаются не педагоги, а родители. Как показал опыт внедрения рекомендаций МОН относительно разгрузки программ 1-4-х классов, родители акцентировались на замене красной пасты на зеленую и ручек на карандаши, с порога требуя кардинальных новшеств от учителей.

«Все это нужно правильно донести до общественности, — подчеркивает Наталья Самийленко. — Мы, учителя начальных классов, обеими руками «за» 12-летку, потому что некоторым детям в четвертом классе трудно перейти к средней школе, они растеряны и психологически к этому не готовы. А общественность нужно успокоить, что еще один год учебы — это не нагрузка для детей, которые так учатся во всех колледжах за рубежом, когда последние три года — это учеба по избранному направлению. Если к девятому классу дети определяются с направлением учебы — то ли художественное, или физико-математическое — это уже какая-то перспектива».

На днях правительство поддержало намерение Министерства образования и науки переходить на двенадцатилетний цикл учебы, утвердив концепцию реформы среднего образования «Новая украинская школа на период до 2029 года». Переход планируется в 2018 году, но для начала парламент должен утвердить новый закон о среднем образовании.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ