Ежегодно в последнюю субботу ноября украинцы, по традиции, зажигают свечу Джеймса Мейса в память об умерших. В чашку насыпают ржаного или пшеничного зерна и ставят ее в середину. Зернышки символизируют души, а огонек — наша мистическая связь с теми, кого уже нет рядом. Ставя свечу на подоконник, мы подтверждаем, что не забыли о миллионах душ, которые в страшных муках ушли из жизни из-за режима, который уничтожал церкви, грабил селянские семьи, силой загонял людей в колхоз, а «самостийников» воспитывал террором. Эту закрытую на полвека ужасную страницу нашей истории одним из первых открыл и начал исследовать американский ученый, колумнист «Дня» Джеймс Мейс. Великий человек, который, по сути, пожертвовал жизнью и здоровьем ради того, чтобы украинцы и мир знали страшную правду о Голодоморе. Думал ли он тогда, что своим трудом вдохновит на большое дело учеников вечерней школы №24 из города Винница, которые на протяжении 10 лет будут изучать причины и следствия геноцида нашего народа, собирать устные рассказы свидетелей Голодомора, а в знак памяти о Джеймсе Мейсе во дворе школы высадят куст красной калины.
«Много лет газета «День» была для моих учеников неисчерпаемым источником по изучению темы Голодомора 1932—1933 годов. Каждая напечатанная статья, наименьшая информация, посвященная этой черной странице нашей истории, позволяли нам глубже постичь всю трагичность тех событий, — рассказывает руководитель группы, учитель истории Мирослава Бурлеева. — Материалы и исследования Джеймса Мейса, которому журналисты газеты «День» дали свою «кровь», побудили нас к поисковой работе. В 2010 году за участие в конкурсе на премию имени Джеймса Мейса, который ежегодно проводит газета, мы получили благодарность от главного редактора Ларисы Ившиной. Именно ваше издание дало нам возможность познакомиться с женой ученого Наталией Дзюбенко-Мейс. Мы имели смелость писать ей письма, приглашать на наши встречи. Джеймс Мейс искренне проникался судьбой Украины. Фактически мы выбрали его как своего вдохновителя, наставника и учителя. Взяли Джеймса Мейса как «крестного отца» своей поисковой группы. В его честь и в знак благодарности ученица Анастасия Полубуткина с друзьями высадили во дворе школы кустик красной калины, которая ежегодно обильно одаривает красными ягодами, как будто сигнализируя о том, что забыть его вклад, труд, правду мы не имеем морального права.
Калину я привезла из родного села, что на Житомирщине, выкопала около своего дома. Родители мои, свидетели Голодомора, давно ушли из жизни. Поэтому калина цветет и плодоносит, видимо, и для них. К сожалению, в этом году наша вечерняя школа прекратила свое существование, помещение стоит пустое. Такова философия жизни. Все имеет свое начало и конец. Мои исследователи давно закончили школу и пошли во взрослую жизнь. В 2015 году завершила и я свою преподавательскую деятельность. О работе поисковой группы «Истина» остались только хорошие воспоминания».
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Поисковая группа «Истина» была создана в 2001 году, хотя и до этого времени старшеклассники вели исследовательскую работу, но не настолько организовано. Почему выбрали как предмет исследования именно Голодомор? — этот вопрос они задавали себе неоднократно. Пусковыми были несколько факторов: дети стремились докопаться до истины и понять, почему эту тему так долго замалчивали, родители пани Мирославы, бабушки и дедушки многих учеников пережили голод (и не один), рассказывали о тех ужасных временах своим детям и внукам. Муж учительницы Сергей Бурлеев, историк по специальности, был хорошо знаком с доктором исторических наук, профессором И.Г. Шульгой, который одним из первых в Украине начал исследовать тему Голодомора, работать в архивах. Публикации ученого в винницких газетах, которые приносили ученики на уроки истории, каждый раз были большим событием для всех нас. Статьи Ильи Гавриловича сохранились в архивах руководителя группы и были важным источником знаний для соискателей о событиях 1932—1933 годов на Винничине.
«Само название говорит о том, что мы хотели докопаться до истины. Между прочим, название поисковой группы не случайно. Дело в том, что когда создавался Народный рух Винничины, мой муж был одним с активным членов философского клуба «Истина», который проводил свои собрания в политпросвите. Члены этого клуба сыграли важную роль в создании Руха и написании его программы. Название для поисковой группы мы фактически позаимствовали у Клуба «Истина», потому что лучшего названия под эту работу не выбрать, — признается пани Мирослава. — История каждого народа имеет немало фактов, событий, фигур, к которым приходится возвращаться почти ежедневно. Мы должны помнить своих предков, корни, из которых мы выросли, должны уважать свою историю. Славные страницы ее читать с воодушевлением и гордостью, а трагические — с грустью и горечью. Изучать, узнавать больше, проникать в детали, мелочи, чувствовать боль тех, кто пережил черный 33-й год, воспитывать в себе сочувствие, милосердие, неприятие любого насилия — это было основным содержанием, целью долговременной работы поисковой группы «Истина».
За время существования ее я насчитала около полусотни исследователей, которые плодотворно работали, собрали много интересной информации о Голодоморе. К сожалению, наша история сложилась так, что еще и теперь мы являемся посттоталитарным обществом. Настоящий конец диктатуры — это не провозглашение ее конца, а рождение свободного человека, способного защитить боль и память поколений, которые отошли в Вечность, а вместе с ними — и свое будущее. Я и моя группа «Истина» старались способствовать формированию именно такого человека».
ГОРЬКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ В УЧЕНИЧЕСКИХ ЗАПИСЯХ
За более чем 10 лет деятельности (с 2001-го по 2013 год) поисковая группа «Истина» опросила, записала и проработала воспоминания более полусотни очевидцев, большинства из которых ныне уже нет среди живых. Опросы проводили по методике, которую в свое время разработала доктор исторических наук, профессор Валентина Борисенко. Она создала специальный опросник, который дети использовали в своей работе. Записи воспоминаний до сих пор сохраняются у Мирославы Бурлеевой. Некоторые из них — так сказать, в первозданном виде — записаны от руки. Вот один из них, который датируется 2007 годом. Рассказ Юрия, сына Михаила Осадчего 1899 года рождения.
«В 1933 году отец ездил в командировку в Москву. Он был членом профсоюза строителей, который занимался строительством «Артека». По пути в столицу отец видел на станциях военных, которые отгоняли штыками людей от вагонов. Женщины за этими живыми ограждениями поднимали своих голодных детей и показывали тем, кто был в вагонах. Перед отъездом из Москвы отец купил две большие сумки булочек и на остановках бросал их через солдатские штыки голодным людям», — читает вслух учительница.
«ТАКИЕ ПОСТУПКИ НЕ ДЕЛАЮТСЯ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ»
Материалы, собранные соискателями, побудили их к научной деятельности, они писали работы для участия в разных конкурсах и неоднократно занимали призовые места. В 2007 году соискатели школы № 24 заняли первое место в областном конкурсе, на который подали свои работы 240 участников. В 2008 году они стали победителями городского конкурса с работой «Судьба детей в годы украинской трагедии 32-33 годов». За успехи в исследовании темы Голодомора поисковая группа «Истина» была награждена грамотами от руководителей города и области. А исследователи поисковой группы Руслан Колос, Ольга Полищук, Саша Худяков, Анна Кононенко и руководитель группы Мирослава Бурлеева были занесены в «Книгу почета» города Винницы.
«В нашей школе учились дети малоимущих родителей. Большинство из них совмещали учебу с работой или получением профессии в других учебных заведениях, в основном — училищах. У многих из них были дети, семья, они разного возраста, разных вкусов, но исследования истории Голодомора ежегодно объединяли эту небольшую группу желающих знать больше о прошлом своей семьи, села, Украины. Голодомор стал общей темой школьной жизни для соискателей группы «Истина», — продолжает рассказывать учительница. — Ученики находили время для проведения ежегодных вечеров памяти, выставок, встреч со свидетелями голода, работали в архивах, собирали информацию о памятниках жертвам Голодомора на Винничине. Подготовили сборник «Сумна поезія про 33», где разместили стихотворения об украинской трагедии известных поэтов (П. Тычины, Д. Павлычко, И. Драча, Л. Костенко, Б. Олийныка и др.) Сборник начинается стихотворением Наталии Дзюбенко-Мейс о свече Джеймса Мейса. Но, видимо, самым важным участком работы исследователей был сбор воспоминаний свидетелей Голодомора для школьной «Книги памяти», ведь здесь нужно было спешить. На сегодняшний день из опрошенных нами свидетелей в живых остались единицы.
Не могу не сказать об открытом творческом отчете группы «Истина», проведенном 18 февраля 2014 года, в день рождения Джеймса Мейса, для учителей истории города Винница. Именно после этого мероприятия у меня возникла мысль о необходимости включения в программу Новейшей истории Украины обязательного изучения научного наследия Джеймса Мейса. Ведь среди нескольких десятков учителей, присутствующих в зале, были такие, которые имя Джеймса Мейса услышали впервые.
Интересным для исследователей было сотрудничество со средствами массовой информации. Ученики посылали свои материалы в разные газеты и журналы. Видели бы вы их глаза, когда стали читать в «Дне» собранные ими воспоминания очевидцев. А как заныло мое сердце, когда Руслан Гаязетдинов принес пучок колосков, чтобы положить его к памятнику жертв Голодомора, который открывался в Виннице к 75-ой годовщине трагедии. Конец ноября выдался дождевым, холодным, мама Руслана рассказывала, что за колосками поехал к бабушке и объездил на велосипеде все поля за селом, еще и калины нарвал. Такие поступки не делаются по принуждению. Работа моих исследователей — это доказательство неравнодушия учеников к нашей истории, это возможность задуматься над настоящими ценностями жизни. Интересным, по-моему, стал отзыв одного из моих исследователей Саши Худякова. Он сказал: «Раньше при слове «Голодомор» в моем воображении появлялся какой-то скучный урок истории. Но в итоге я понял, что в действительности Голодомор — это вовсе не что-то далекое. В местах, где в 33-м году свирепствовал голод, жили искренние, открытые украинцы. Я их назвал подсолнухами, ведь почему-то они напоминали мне это растение. И за каких-то полтора года миллионов этих подсолнухов не стало». Поэтому важнейшим успехом моей работы, как руководителя группы, я считаю рост исторического сознания учеников, формирование гражданской позиции, проявление сочувствия и неприятия любого насилия.
Я поныне благодарна «Дню» за рассказы о поистине великом Украинском Патриоте Джеймсе Мейсе. Нас удивляло то, что этот человек, не украинец по происхождению, приложил столько усилий, чтобы правда об украинской трагедии была услышана во всем мире. Больше поражало то, что Джеймс Мейс был способен пропустить через свое чувствительное сердце боль всего нашего народа, мог сказать «Ваши мертвые выбрали меня». И мы, живые, тоже его выбираем и чтим поныне».
В свое время Джеймс Мейс говорил, что мы все еще являемся постгеноцидным обществом. Но постгеноцидность — это не на века. По мнению главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной, она лечится добром, любовью и знаниями, знаниями нашей болезненной истории. Мирослава Бурлеева уверена, что ее исследователи, которые давно ушли во взрослую жизнь, будут всегда помнить имя Джеймса Мейса и сделают все, чтобы никогда не допустить повторения геноцида.