Была уже почти полночь, когда к автомобильному пункту пропуска «Вилок», который находится на украинско-венгерской границе, откровенно щеголяя никелированными деталями и подмигивая фарами, неспеша подкатил джип «Исузу — Трупер». Водитель автомобиля, как и положено владельцу такой солидной иномарки, небрежным жестом подал контролерам документы для проверки.
Сначала все шло как всегда, пока в руки пограничников не попал технический паспорт автомобиля. Посмотрели — и не поверили собственным глазам: в документе черным по белому было отмечено, что границу пересекает …«БМВ», к тому же с совсем другими номерами. Контролеры ненавязчиво поинтересовались: мол, что бы это могло значить? В ответ хозяин джипа снисходительно улыбнулся и взглядом указал на обратную сторону документа. Мастиковый штамп, печать МРЕВ в Волынской области и подпись должностного лица довольно убедительно подтверждали, что со зрением у пограничников все в порядке: перед ними действительно? внедорожник?. Однако такой вариант правоохранителей не удовлетворял, поэтому недавнему счастливому владельцу престижного автомобиля пришлось досрочно закончить свое путешествие и давать показания…
Эта история имеет продолжение и, естественно, логичное завершение. Однако она настолько длинная и запутанная, что не хотелось бы обременять внимание читателей детальным рассказом о том, как житель закарпатского города Иршавы отправился на автомобильный рынок Луцка, как купил там номерные знаки, документы и ключи к автомобилю, которого еще и в глаза не видел. Как поехал за этим автомобилем в Венгрию (что было необходимым условием подпольного соглашения), нашел там в условленном месте желанный «Исузу», а потом петлял окольными путями, пробираясь к украинской границе, наспех привинчивал украинские транзитные номера, а старые выбрасывал в Тису. Заслуживает внимания и факт причастности к этому делу некоторых должностных лиц. Но, наконец, это только один из сотен примеров криминального бизнеса, название которого — торговля краденым автотранспортом. По своей прибыльности он может конкурировать разве что с распространением наркотиков, торговлей людьми и оружием. Зародившись еще во времена, когда дедушка Форд поставил на конвейер свое четырехколесное чудо, этот бизнес сегодня приобрел неслыханные масштабы, а обращение денег, которые крутятся в транснациональной преступной системе, составляет, по некоторыми данным, миллиарды долларов.
Инструкция о совместной деятельности по выявлению похищенного автомототранспорта и порядке контроля транспортных средств, которые пересекают государственную границу Украины, была утверждена совместным приказом Госкомграниц и МВД еще в 2000 году. Необходимость объединить усилия двух правоохранительных структур в борьбе с криминальными синдикатами, которые специализируются на торговле краденым автотранспортом, диктовалась потребностями времени. Ни для кого не является секретом, что ежегодно через Польшу, Венгрию и Словакию в Украину, а порой и дальше — в другие страны СНГ — завозятся тысячи автомобилей. Однако известно и то, что довольно значительная их часть получена отнюдь не праведным путем. Кстати, хороший «специалист» за один раз может организовать переправку от трех до десяти автомобилей.
Существует несколько хорошо отработанных схем доставки транспорта к месту назначения. Вот одна из них. Например, в Украине, России или еще где-то разбился вдребезги престижный «БМВ». И хотя теперь он годится разве что на запчасти и металлолом, остались документы, которые при желании вполне могут стать предметом купли-продажи. Заинтересованное лицо покупает у безутешного экс- владельца техпаспорт и номера и направляется, скажем, в Германию, где его уже ожидает «подготовленный» заранее двойник автомобиля. Номера перебиваются в оперативном порядке, после чего он спокойно отправляется в пункт назначения.
Как утверждают специалисты, что чем больше границ пересечет такой автомобиль, тем труднее его найти, т.е. в каждой новой стране он постепенно легализируется. Операции органов МВД типа «Перехват», как правило, не очень эффективны, — случалось, что краденые иномарки представительного класса в результате целой цепи перепродажи попадали даже в гаражи высокопоставленных чиновников.
Значительно проще проверять автомобили непосредственно на границе во время въезда в Украину или выезда из нее, что уже на протяжении длительного времени довольно успешно практикуют пограничники, используя базы данных милиции и Интерпола. Кстати, обнаружить поддельные документы и «элементы вмешательства» в автомобиль не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому пограничные контролеры проходят курс специальной подготовки с привлечением иностранных специалистов. Кроме того, все они имеют пособия и необходимые технические средства, которые позволяют обнаружить фальшивку. Как результат, только за прошлый год в пунктах пропуска была задержана 471 единица автотранспорта, оцененная таможенными органами приблизительно в 5 миллионов гривен. Хотя, если откровенно, оценка довольно приличного «Мерседеса» только в 2 тысячи гривен, мягко говоря, удивляет.
Согласно документов, он должен был реализовываться населению, т.е. нам с вами. Однако, как показывает практика, контингент тех, кто имеет возможность стать счастливым владельцем престижного товара, довольно ограничен. Но это тема следующего разговора.
По данным специалистов управления паспортного контроля и регистрации Госкомграниц, предметом усиленного внимания воров чаще всего выступают автомобили среднего класса и класса «люкс». Конечно, кто же захочет перегонять через несколько границ старый «Фиат», чтобы потом продать его за бесценок? И хотя риск быть пойманным возрастает пропорционально увеличению цены потенциального «объекта продажи», специалистов-экспроприаторов это не пугает: слишком уже лакомые прибыли, даже с учетом побочных расходов, обещает им реализация престижного автомобиля. Исследовано, что средний возраст перевозимого автомобиля зависит от его марки. К примеру, «Тойоты» и «Ауди» воруют еще совсем «молоденькими» — до года. «Фольксвагены» — от одного до трех лет, солидные «Мерседесы» и «БМВ» могут быть немного старше — до пяти лет. Что же касается их приблизительной цены на рынках Украины, то она колеблется от 20 до 100 тысяч гривен. Хотя были и случаи задержания раритетных экземпляров стоимостью более 100 тысяч долларов. Наибольшим спросом у автомобильных воров пользуются марки «Мерседес-Бенц», «БМВ», «Фольксваген» и «Ауди», однако не гнушаются и «Фордами», «Опелями» и «Тойотами».
Как показывает практика, краденые автомобили ввозятся практически со всех стран Западной Европы, однако около 50% покупается на подпольных рынках, которые расположены в смежных пограничных районах Германии и Польши. Там даже существует своеобразный «сервис», который предусматривает перекрашивание машин, изготовление фальшивых документов, перебивание номеров кузовов, двигателей и тому подобное. Очевидцы утверждают, что преступники используют в своей работе самую современную технику, что также является своеобразным подтверждением масштабности этого бизнеса.
Больше всего ворованных автомобилей задерживается на западной границе — в пунктах пропуска «Шегини», «Тиса», «Устилуг», «Ягодин-авто». Однако в последнее время наметилась тенденция переправки автомобилей морскими паромами. Пока что можно только допустить, что активный поиск новых каналов связан с планами Польши, а впоследствии и других восточноевропейских стран, войти в ЕС. Это значит, что контроль в его границах может значительно усилиться, поэтому перевозить краденые автомобили по суше станет значительно труднее. По статистике, только в нынешнем году в различных портах Украины машин с откровенно уголовным прошлым было обнаружено свыше десятка. Недавно в пункте пропуска «Ильичевский морской торговый порт» во время осмотра транзитного парома, который шел по маршруту «Варна — Ильичевск — Поти», пограничники задержали болгарина с фальшивыми документами на имя гражданина Казахстана. Заинтригованные контролеры решили проверить и груз молодого человека. Как выяснилось, он сопровождал из Болгарии в Грузию две иномарки — «Мерседес-270» 1998 года выпуска и «Тойоту- Ландкраузер» 2002 года выпуска, причем первая зарегистрирована почему-то в Беларуси, вторая — в Российской Федерации. Ответ на вопрос, почему груз везут «из Киева в Жмеринку через Москву», был получен после более тщательного осмотра. «Документы на автомобили поддельные, а номерные знаки кузовов перебиты,» — таким был вердикт экспертов. Следовательно, очень большая вероятность того, что оба транспортные средства ворованные.