Джоди Фостер, актриса, режиссер, продюсер, родилась 19 ноября 1962 года в Лос-Анджелесе. Училась во французском лицее в Лос-Анджелесе и в Йельском университете, где изучала литературу. В четырехлетнем возрасте снялась в рекламном ролике, семилетнем — дебютировала на телевидение. Дебют на большом экране состоялся, когда ей исполнилось десять лет («Наполеон и Саманта»). В 14 лет сыграла юную проститутку у Мартина Скорсезе в «Таксисте». Лауреатка самых престижных национальных премий, в том числе двух «Оскаров» («Обвиняемые», 1988, и «Молчание ягнят», 1991). После того, как Джоди Фостер попробовала себя в качестве режиссера-документалиста, она поставила первый игровой фильм «Маленький Тейт» в 1991 году. В 1992 подписала трехлетний контракт с «Полиграм Филмд Эантертейнмент» на производство фильмов под маркой «Эгг Пикчерз». В 1994 выпустила фильм «Нейл», где сыграла главную роль, сняла картину «Домой на каникулы» (1995). Последняя актерская работа Джоди Фостер — в фильме «Контакт», где она сыграла ученую, занимающуюся проблемами межпланетных коммуникаций.
— Ваша героиня в «Контакте» ищет ответа на глобальные вопросы человечества в космосе, а не на земле...
— Весьма символично, что она ищет ответа на эти вопросы в глубинах Вселенной, а в конце концов находит их в своей голове. Ее путешествие на край универсума, фактически, путешествие внутрь себя, это самопознание — что иронично в каком-то смысле.
— Как вы относитесь к религии?
— Я с огромным уважением отношусь к разным религиям. Я много изучала и люблю читать теологические тексты и пытаюсь определить для себя место религии в современном мире. Но я не могу назвать себя религиозным человеком. Я не получила религиозного воспитания.
— Когда вы готовились к этой роли, вникали ли вы в проблемы науки о космосе?
— Мне пришлось перечитать много популярных детских книжек, потому что я полный профан в этой области, а хотелось быть подготовленной, понять, например, происхождение черных дыр в космосе. Я ходила в обсерваторию, разговаривала с учеными-астрономами. Конечно, я не такой фанат космоса, как моя героиня. Если бы мне сказали: садись на космический корабль, и ты узнаешь всю правду о происхождении мира, но никогда не сможешь вернуться домой, и все, кого ты любила, умрут без тебя, — вряд ли я бы согласилась на подобного рода миссию. Я не принадлежу к тому типу людей, которые готовы всем пожертвовать, лишь бы докопаться до истины. Это не для меня. Лучше я никогда не узнаю, в чем смысл жизни, чем оставлю тех, кого люблю.
— Но вы верите в существование других цивилизаций?
— Было бы очень грустно думать, что мы одни в этом бесконечном пространстве. Но мы являемся очень молодой цивилизацией, возможности выхода в открытое пространство возникли совсем недавно, и мы только-только начали поиски себе подобных во Вселенной...
— Мечты вашей героини столь грандиозны. А о чем мечтаете вы?
— Я возлагаю большие надежды на продолжение своей режиссерской карьеры, мечтаю снимать хорошие фильмы и раскрыть себя в этой области. Вообще, люблю ставить себе какую-то цель и достигать ее.
— Если бы существовала машина времени, в какую эпоху вы отправились бы?
— Думаю, что в будущее, прошлое меня интересует меньше. Но не в очень отдаленное будущее, не более чем на сто лет вперед. Меня волнует судьба нашей планеты, беспокоит, какие последствия могут получиться от результатов нашей неразумной деятельности.
— Что вы скажите по поводу того, чтобы женщины развивали науку?
— Славу Богу, юные девушки наконец-то стали понимать, что научная карьера не только для мужчин. Я плохо образована в естественных науках, я всегда была девочкой «литературной» с гуманитарными наклонностями. Безобразие, что так мало женщин-астрономов занимается проблемами космоса, но все же сейчас положение лучше, чем оно было, скажем, двадцать лет назад.
— В фильмах у руля чего бы то ни было всегда стоят мужчины, а женщинам достаются какие-то подсобные роли. Считаете ли вы, что сейчас что-то меняется?
— Да, и мне кажется, что кино во многом способствует этому. Оно делает нашу жизнь более открытой. В кино стали появляться сильные женские характеры. Ведь раньше, если бы речь шла о героическом путешествии, его бы обязательно совершал мужчина. Женщины были лишь эмоциональной поддержкой для мужчин, но сейчас что-то определенно меняется.
— Можете ли назвать картины, которые произвели на вас особенное впечатление?
— Картины — нет, скорее эпизоды. Некоторые из них я не могу забыть. Например, сцену из «Охотника на оленей», в которой Кристофер Уокен и Роберт Де Ниро играют в русскую рулетку — они напряженно смотрят в глаза друг другу, а вьетконговцы ждут, когда кто-то спустит курок. Кто-то должен умереть, а кто-то остаться жить и его дальнейшая жизнь будет изломана. Этот момент, эта картина совершенно изменила мою жизнь. Это самый сильный, мощный, гуманный момент в кино, который я только знаю.
— Как вы выбираете роли?
— Мне кажется, что кино сейчас проходит очень напряженную фазу развития — слишком много фильмов выходит на английском языке. Происходит настоящая глобализация кинопроцесса, кинобизнеса, которым управляет Америка. Высокобюдежтные картины давят мелкие проекты. Разворачивается безумная конкуренция. Сценарии пишутся только в расчете на звезд, главная задача продюсеров — получить суперзвезду, даже если сценарий еще не готов, а потом он комкается, подгоняется... И по-настоящему хороших ролей, особенно для женщин, сейчас раз-два и обчелся. Мужских, впрочем, тоже. Продюсеры предпочитают не рисковать, когда вкладываются большие деньги, и идут по проторенным дорожкам. Ухудшается качество кино — а значит, сужается выбор ролей и для актеров.