Дискуссию по поводу того, стоит или нет отстраивать заново Десятинную церковь, «День» поднимает регулярно. В частности, этой проблеме была посвящена статья в номере от 17 февраля нынешнего года, в которой приведены аргументы, ставящие целесообразность такого строительства под большой вопрос. Нынче ко вниманию читателя — размышления на эту тему Григория ПОЛЮШКО.
Последние месяцы нашей жизни прошли в тревоге за судьбу страны и в надежде на лучшую жизнь в будущем. Оранжевая революция победила — и это уже исторический факт. Новую власть Украины, во главе с Президентом В. Ющенко, ждут сложные испытания. Главное — не повторять ошибок предшественников, взять на вооружение демократические принципы руководства страной, отказаться от игнорирования мнений и пожеланий граждан. Если судить по последним событиям, то сделать это будет непросто. Недавно одна из телерадиокомпаний показала сюжет, в котором рассказывалось о планах восстановления в столице церкви св. Богородицы (Десятинной), разрушенной еще в 1240 году. При этом извещалось, что работы уже начинаются и через два года мы увидим восстановленный храм, богато украшенный фресками и мозаиками. Несколько лет назад эта тема уже широко обсуждалась и была признана учеными и общественностью не могущей быть реализованной по многим причинам. Тем не менее главная заинтересованная в этом организация — «Укрпроектреставрация» — не смирилась с этим и во время смены руководства страны снова проталкивает свой проект. Во Всеукраинском фонде воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара рассказали, что вопрос восстановления Десятинной церкви никогда и не стоял в перспективном плане работ. Однако успокоение исчезло через несколько дней, когда об этом стал говорить уже сам Президент. Во время представления киевской общине городского головы А. Омельченко В. Ющенко поставил перед ним задачу восстановить разрушенную сотни лет назад церковь. Ссылка при этом на то, что Десятинный храм может стать объединительным элементом общества, не совсем верна, ведь у нас многоконфессиональная страна. Мы не станем сразу другими. Огромная пропасть разделяет отдельные слои населения Украины как в материальном плане, так и в духовном. Безусловно, часть верующих это решение поддержит, поскольку для них это «святое» дело. Они всегда поддержат строительство любого храма, даже если для этого придется снести что- нибудь общественно-значимое. Но является ли восстановление Десятинной церкви государственным делом? Может ли церковь-новодел стать объединительным центром украинского общества, стать нашей святыней, главнее Софии и Лавры? Такие вопросы даже не требуют обсуждения, но чтобы лучше понять их — обратимся к истории.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ
Храм св. Богородицы возведен греческими мастерами еще в 996 году по заказу великого киевского князя Владимира. На это сооружение он пожертвовал десятую часть своих прибылей. Именно от этого и происходит ее второе, народное название — Десятинная. Величественная каменная церковь была богато украшена фресками, мозаиками и иконами. Ее главными святынями стали мощи Папы римского Климента и других святых, привезенные князем Владимиром из завоеванного Корсуня. Безусловно, это религиозное сооружение играло значительную роль в жизни государства, и особенно в первые годы после принятия Киевом христианства. В некоторых летописях ее даже называют кафедральной церковью. Однако со времени возведения Софийского собора она утратила свою главенствующую роль, хотя и в дальнейшем оставалась второй киевской святыней, местом последнего пристанища нескольких русских князей. В ней же был похоронен и великий князь Владимир. Но это не спасло церковь св. Богородицы от разграбления во время междоусобных княжеских распрей. Трагическими для нее стали зимние дни 1240 года. Во время штурма Киева монголо- татарскими войсками она была разрушена ударами таранов. Под обломками погибли последние защитники города. Около 400 лет простояли руины храма в запустении. Униаты построили здесь небольшую деревянную церковь св. Николая Десятинного, которую в 1633 году у них отобрал православный Киевский митрополит Петр Могила. Через несколько лет по его же указанию проводятся раскопки остатков древнерусского храма с целью поиска доказательств древности православия. Во время этих работ бывшую униатскую церковь разобрали. Одно из открытых в земле погребений, в каменном саркофаге, было признано Могилой погребением великого князя, святого Владимира. По приказу митрополита череп из этого погребения как святыню торжественно перенесли в церковь Спаса на Бересте, а позже — в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Нижнюю челюсть черепа, по просьбе российского царя, отослали в Московский Успенский собор, а кисть правой руки передали в Киево-Софийский собор. Все остальные части скелета оставили на месте. В память об этом велел митрополит построить на руинах небольшую церковь. Работы по ее сооружен ию закончились уже после смерти Петра Могилы, в 1655 году. Построенная на месте правого притвора старинной, она представляла собой двухэтажное сооружение. В ее структуру включили и остатки древних стен Десятинного храма. Однако ничто не вечно в этом мире. В начале ХIХ в. она уже нуждалась в таких значительных средствах на свое восстановление, что у Киевского митрополита Евгения Болховитинова появилась идея разобрать ее и возвести на этом городе новую большую церковь, предварительно исследовав древний фундамент. Что и было сделано. Строительство началось в августе 1828 года по проекту петербургского архитектора В. Стасова. Средства на это предоставил состоятельный отставной поручик Александр Анненков. Работы велись тринадцать лет и обошлись ему в сто тысяч рублей серебром.
В течение своего существования новая Десятинная считалась одной из главных среди киевских церквей, хотя и была все время приходской. Службы в ней проводились до лета 1929 года, когда по решению Президиума Киевского Окружного Исполнительного Комитета ее закрыли и передали под клуб неверующих. Но уже на следующий год, для создания в городе государственного заповедника «Киевский Акрополь», помещение церкви получила в свое распоряжение Краевая Инспектура Охраны Памятников. Амбициозные планы Инспектуры претворить в жизнь не удалось, и в 1935 году Десятинную церковь разобрали как не представлявшую никакой художественной ценности. Редкие предметы ризницы власти передали в киевские музеи, а гробницы с останками князя Владимира и мощами 50-ти святых — в Антирелигиозный музей во Владимирском соборе.
НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОБОРА
Первые раскопки руин церкви св. Богородицы проводились еще при митрополите Петре Могиле. Но нет никаких оснований называть их научными. О них остались только упоминания в литературе. Следующие исследования проведены уже в 1824— 1825 гг. киевским любителем старины К. Лохвицким и продолжены в 1826 г. петербургским архитектором М. Ефимовым. Остатки фундаментов были раскрыты полностью. Во время земляных работ найдено много фрагментов убранства интерьера, пола, различные металлические украшения, а также две гробницы, которые открывались еще при Петре Могиле. Оба исследователя настаивали на правильности своих планов обмера и проектов восстановления Десятинной церкви, что вызвало острые споры между ними. В конце концов составить проект церкви поручили В. Стасову. Однако Стасовская церковь не имела ничего общего с древнерусским храмом, и это вызвало у кое-кого недовольство.
В 1908—1914 гг. фундаменты древнерусского храма, оставшиеся за пределами новой церкви, исследовала археологическая экспедиция под руководством члена Императорского Археологического Комитета Д. Милеева. Многочисленные находки отправили в Петербург, большинство которых и по сей день находится там.
ЧТО ХОТЯТ «ВОССТАНОВИТЬ»?
К сожалению реальных изображений церкви древнерусских времен не существует. До наших дней дошла только копия 1884 г. рисунка руин первой четверти ХIХ в., по которой трудно судить об архитектуре старинного храма. Начиная с К. Лохвицкого, почти все исследователи пытались провести реконструкцию планов фундаментов, а некоторые и реконструкцию самой церкви. Над этим работали и лучшие украинские архитекторы-искусствоведы. Но единодушия в этих вопросах как не было, так нет и сейчас. Каждый представлял это сооружение по своему. По поводу архитектурного вида споры идут о типе храма, количестве куполов, количестве этажей галерей и так далее. По словам известного советского ученого, исследователя древнерусской архитектуры Ю. Асеева, все реконструкции гипотетические, поскольку данных для них недостаточно. Что же касается интерьера собора, то тут вообще говорить не о чем. Те фрагменты внутреннего убранства, которые найдены во время археологических исследований, не дают никакой информации о сценах росписи, их схемах, мозаичных панно и так далее. То есть вести речь о каком-то «восстановлении» нет оснований. С этим согласны и руководители «Укрпроектреставрации». Подготовленный ими проект — ни что иное, как проект греческого храма IХ—Х вв. Его реализация выгодна только отдельным лицам, которые планируют на этом хорошо заработать. Повеяло недалеким прошлым, когда к мнению народа, научной интеллигенции власть редко прислушивалась. Сегодня существует угроза срочного начала строительства. Аргументы же начальника городского управления охраны культурного наследия Р. Кухаренко в поддержку проекта «восстановления» церкви св. Богородицы — довольно странные. По его словам, «лучше восстановить церковь, чем позволить там и дальше выгуливать собак».
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Строительство какой-то греческой церкви на месте древнерусской Десятинной, да еще и под ее названием, может усилить в мире негативный имидж Киева, как города подделок (не подлинных памятников). Не станет этот новодел и усыпальницей, так как княжий некрополь давно разрушен. Исчезли голова и останки великого князя Владимира, а также мощи 50-ти святых.
Очередная коробка-макет над остатками старинных фундаментов не станет объединительным символом Украины, ведь это будет совсем другой храм с новыми росписями, мозаиками, иконами — и все по усмотрению современных проектировщиков. К тому же, это сооружение будет выступать юго-восточным углом на улицу Владимирскую, перекроет с нее вид на Андреевскую церковь. Все работы по строительству могут обойтись украинскому народу не менее чем в сто миллионов гривен. Нужно это украинскому обществу? Сомнительно.
Однако возражая против строительства новой церкви, наверное никто не будет против должной музеефикации остатков фундаментов первого каменного храма Руси-Украины, с установкой на этом месте памятного креста. Необходимо также отметить места и других разрушенных древнерусских памятников. Символом единения украинского народа могут стать останки святого князя Владимира, которые необходимо разыскать, провести их научную идентификацию и достойно почтить.