Принятый со скрипом закон об оценке влияния на окружающую среду действует уже два месяца. Официальная точка отсчета — 18 декабря, когда многострадальный и важный для экологии нормативный документ вступил в законную силу. В Министерстве экологии и природных ресурсов даже отметили эту дату, проведя пресс-конференцию при участии международных партнеров, которые приобщались к разработке и внедрению новой процедуры.
Экологическое сообщество считает новую процедуру прорывом, важнейшей реформой последних лет в сфере окружающей среды. Напомним, за важный закон депутаты голосовали дважды, потому что после первого принятия в парламенте Президент его ветировал. Теперь Минэкологии подготовило все необходимые подзаконные акты для запуска процедуры ОВО в полную силу. В частности, это правительственные постановления о порядке проведения общественных слушаний, запуск Единого реестра по оценке влияния на окружающую среду, перечень процедур, на которые не распространяется ОВО.
«МЫ ЧУВСТВУЕМ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ НА СИСТЕМУ»
Министр экологии Остап Семерак на встрече с международными партнерами заверил, что разница между тем, как было, и тем, как стало, колоссальная. Раньше действовала процедура государственной экологической экспертизы, когда о вреде того или иного предприятия местные жители узнавали на этапе завершения его строительства. Теперь о рисках для окружающей среды и путях их устранения общество будет узнавать на этапе проектирования. И есть все шансы сделать так, чтобы новая фабрика, завод или бизнес-проект работали в вашем городе или селе с минимальным вредом для окружающей среды.
«В чем основная разница между старой и новой процедурами? ОВО предусматривает, что ее проводит застройщик до того, как начинает реализовывать свой проект, также есть возможность проводить широкие общественные слушания. Раньше это была ответственность владельца проекта. Были недобросовестные процедуры общественных слушаний. Сегодня мы получили четкую и прозрачную процедуру участия общественности в слушаниях, отвечает за них третья сторона — орган власти. Старая процедура государственной экологической экспертизы была такова, что ее просто избегали при реализации проекта, — объяснял журналистам Остап Семерак. — Заключение об оценке влияния на окружающую среду — это разрешительный документ, который не может запрещать деятельность, но обязывает осуществлять соответствующие меры, которые минимизируют негативное влияние. Главное отличие в том, что ОВО осуществляется через единый реестр, это интернет-услуга. Такой подход исключает контакт субъекта ведения хозяйства с чиновником. И все материалы доступны».
За время действия нового закона в реестре появились данные о 200 проектах в разных регионах. По прогнозам Минэкологии, за 2018 год это количество может достичь тысячи. В основном зарегистрированные проекты касаются сферы недропользования, химического производства, сельского и водного хозяйства, обращения с отходами, есть несколько инфраструктурных объектов.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Это успех, что за два месяца удалось сдвинуть с места этот камень. Чтобы эти процедуры начали проходить, мы проводили тренинги с областными администрациями, общественными организациями, экспертами. Мы не будем останавливать эту работу. Первые слушания при участии Минэкологии состоятся на Ривненщине 22 марта, — добавил министр. — Несмотря на это, мы дальше чувствуем определенное давление на систему и органы власти, которые имплементируют эту модель. Есть попытки негативной медийной кампании. Но нужно научиться работать и вести свой бизнес экологично».
«НАУЧНАЯ СРЕДА УВИДИТ, ЧТО ЕЕ РАБОТА ВОСТРЕБОВАНА»
Еще до появления новой процедуры оценки влияния на окружающую среду некоторые предложения Минэкологии вызвали обеспокоенность экспертного сообщества. Так, часть подзаконных актов ведомство вынесло на общественное обсуждение. После их тщательного изучения экологи заметили, что почему-то процедура ОВО может стать платной, что проведение общественных слушаний не до конца прописано, не определено, кто будет отвечать за их организацию, а вместо единого портала с данными об ОВО планируется создание отдельного государственного органа власти. Но все эти опасения остались позади.
«Подзаконные акты существенно доработали, многие сомнительные моменты сняты, — уверяет юрисконсульт международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» София Шутяк. — Создан и работает реестр, и он очень удобен. Так, каждый может просмотреть, что планируется в вашей области или в целом в Украине, четко видно, куда общественность может подать замечание. Есть информация об общественных слушаниях, сообщения о них публикуются вовремя. Единственное, о проведении слушаний можно узнать из сообщения, а о результатах — уже из документа об оценке влияния на окружающую среду. В целом есть прозрачность, которой раньше недоставало. Потому что, например, детальные планы территорий как были скрыты, так и остались такими. Еще закон дал новое дыхание проектным организациям, они готовы учиться и создавать качественные документы. Научная среда увидит, что ее работа тоже востребована, например, орнитологи будут готовить заключения для ветровых электростанций. Позитивов теперь больше. Конечно, есть негативы, потому что неизвестность и открытость пугает. Но теперь будет видно качество работы проектантов, бизнеса, а также органов власти — как они будут готовить заключения о влиянии на окружающую среду того или иного проекта, как будут привлечены к общественным слушаниям и тому подобное. Для окружающей среды и людей существование этого закона — огромный плюс».