Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эксклюзивы волынского леса

Они стали презентом, который возят даже в другие регионы Украины
13 сентября, 2013 - 12:02
БОГДАН ИВАНОВИЧ КОЛЕСНИК

Как местные лесоводы не только дубравы выращивают, но и плодотворно используют дары природы, накануне профессионального праздника рассказывает Богдан Иванович КОЛЕСНИК, начальник Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Известному в области специалисту выпало на долю и отмечать вместе со своим коллективом 60-летие со времени создания на Волыни управления, которое занимается лесом.

Известно, что только на Волыни в системе управления лесного хозяйства сохранились консервные цеха, которые изготовляют качественную и натуральную продукцию из даров леса. Не доставляет ли это для Вас хлопот? Потому что для потребителя и березовый сок, и маринованные грибы, и разные варенья из малины, черники, брусники, ежевики, земляники стали своеобразным волынским эксклюзивом, который возят даже на подарок в другие регионы. 

— Эти цеха были основаны еще в далекие семидесятые годы прошлого века бывшим начальником управления Дмитрием Антоновичем Телишевским. Он обладал неуемной энергией, которую теперь называют креативностью. В те времена в наш край для изучения передового опыта съезжались специалисты не только со всего бывшего Советского Союза, но и стран Европы. С распадом Союза в отрасли многое изменилось, но на Волыни удалось, к счастью, сохранить прекрасные, по моему мнению, традиции ведения лесного хозяйства. Поэтому переработка недревесных ресурсов для нас также является приоритетной. Лес должен служить человеку в комплексе. Даже его свежий воздух является полезным, таким образом мы создаем по всей области целую сеть рекреационных пунктов в волынских лесах. Теперь получили предложение от потенциального инвестора, который намерен осмотреть наши консервные цеха, чтобы изучить возможности для сотрудничества именно в расширении переработки даров волынского леса.

Если сейчас проехаться по Волыни, то можно увидеть немало бывших колхозных полей, которые давно не родили пшеницу или рожь, и заросли кустарниками. В то же время эти земли, на которых никогда не было высоких урожаев, не отдают лесоводам, чтобы создавали здесь новые дубравы. Что может изменить ситуацию?

— С определенной долей горечи должен констатировать, что определенную роль в этой ситуации играет знаменитый украинский характер, когда и сам ничего не делаю, и другому не дам. Я никогда не забуду визит на Волынь одного из секретарей ЦК партии, который на вертолете облетел северную часть области. Перед ним хотели похвастаться освоенными колхозами землями. Но когда первый секретарь обкома партии спросил мнение столичного гостя, тот ответил, что лучше на этих бедных полесских землях высадить леса и разводить в них лосей. И на Волыни есть немало земель, которые не стоит истощать мизерными урожаями, потому что на них должен был бы расти высокопродуктивный лес. Считаю, что нужно на законодательном уровне решать вопрос об изменении целевого назначения таких земель.

Вместе с тем когда не хватает территорий для новых лесов, которые будут служить следующим поколениям, все больше лесов в Украине приобретают статус естественно заповедного фонда. И на Волыни на протяжении многих лет ведется дискуссия о создании еще одного национального парка, хотя у этой идеи много противников. Насколько эффективным, по Вашему мнению, является сейчас такое тотальное заповедование лесов и территорий?

— Я считаю, что каждое дело должны решать профессионалы. Лесоводы, экологи... Но никак не политики! Когда некоторым из них уже не о чем из пустого в порожнее переливать с трибун, то вспоминают о лесе, хоть о ведении хозяйства в нем не имеют ни малейшего представления. Заказники и заповедники однозначно нужны. Но необходимо создавать новые без шума. А создавать профессионально, что мы и делаем. В настоящее время на Волыни в Держлесфонде более 20 процентов территорий — это заказники и заповедники. Мы сохранили леса, на основе которых и можно создавать заповедники и заказники. Собственно, можно сделать заповедной всю территорию волынского леса, потому что он хорошо сохранившийся и ухоженный, мы имеем немало интересных уголков девственный природы. Парадокс в следующем: на сегодняшний день до сих пор нет правил, нормативных документов относительно ведения лесного хозяйства в лесах естественно заповедного фонда, и они сейчас регрессируют. Вместо того чтобы показывать, как должна быть сохранена природа, на деле выходит, что мы видим, как она погибает в этих заповедниках. И об этом, к сожалению, очень мало говорят так называемые экологи. Этот вопрос поднимают лесоводы, которых беспокоит судьба «зеленого» богатства Украины. Звучат и заявления, что придется снимать с некоторых территорий статус заповедника. Ведь это нонсенс, когда незаповедные леса лучше сохранились, чем те, которые имеют статус заповедника или заказника.

Даже из истории Волыни мы знаем, какой статус имели работники лесного хозяйства при так называемой «панской» Польше. Это были государственные люди, которые имели соответствующие полномочия. Кем на сегодняшний день являются работники лесной отрасли Украины: государственными служащими или все же охранниками без особых прав?

— Это самый болезненный вопрос. Действительно, а кем же мы являемся? Людьми, которые несут ответственность за огромный природный и экономический ресурс государства. Но статуса государственного служащего или стража порядка они не имеют. Это просто люди, которые на собственном энтузиазме, истинной любви к природе охраняют эту природу для государства. В настоящее время мы — просто лесная охрана, и этим сказано все. На самом деле это очень тяжелый труд, и опасный. К величайшему сожалению, и неблагодарный труд. За относительно небольшую зарплату лесоводы себе только наживают врагов, потому что отгоняют и бьют по рукам людей, которые правдами-неправдами тянутся к лесным ресурсам.

Какие основные достижения волынских лесоводов?

— Волынский лес является достоянием и достижением всех граждан Волыни. Я хотел бы, чтобы они это понимали и относились к лесу бережно. Лес боится безразличия и халатности. Что касается достижений, то самым главным является то, что мы лес сохранили, насаждаем и новые леса. В лесах Волыни строятся дороги, которые часто служат дорогой жизни для жителей многих населенных пунктов. Мы одними из первых в системе начали строить эти дороги, и здесь нужно отдать должное председателю Агентства лесных ресурсов Виктору Николаевичу Сивцу, который нас в этом деле поддерживал и поддерживает. Так, начиная с 2010 года, был проведен капитальный ремонт и реконструкция более 300 километров лесных дорог. Только в 2012 году мы построили 84 километра лесных дорог. До конца этого года запланировано 100 километров. Уже восстановили 123 километра гидромелиоративных каналов. В этом году планируем вернуть жизнь еще 60 километрам лесных мелиоративных систем.

Мы сохранили на Волыни схему комплексного ведения лесного хозяйства, то есть от саженца-сеянца — до переработки. Перерабатываем древесину на месте, таким образом область и государство получают намного больше пользы и прибыли. Даем людям рабочие места, платим налоги. Ежегодно мы выращиваем свыше 25 миллионов саженцев разных лесных и декоративных пород деревьев. Только весной 2013 года было проведено восстановление лесов на площади 3973 гектара. Из общих объемов восстановления лесов создано лесных культур в государственном лесном фонде на площади 1374 гектара. Ежегодно создается 300 гектаров новых лесов на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования.

Мы не просто отбываем, а живем лесом, который является ресурсом государства и богатством всех его граждан.

Разговаривала Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ