Елена Сафонова хорошо известна зрителям по таким фильмам, как «Зимняя вишня», «Софья Ковалевская», «Возвращение Баттерфляй», «Принцесса на бобах». А недавно она снялась в новом проекте кинокомпании «НТВ-Профит» — картине «Поклонник». В центре триллера — история из жизни четырнадцатилетней девочки Лены, только что пережившей развод родителей. Ее отец ушел к другой женщине, а мать, роль которой исполняет Елена Сафонова, осталась с ощущением разбитой жизни.
— Елена, почему вы согласились принять участие в этой картине?
— В первую очередь потому, что ее снимал хороший режиссер Николай Лебедев. До этого я посмотрела первую картину Николая «Змеиный источник» и она мне очень понравилась — профессионально сделанный фильм, который держит зрительский интерес. Да и такой роли у меня еще не было. Хотя по внешним признакам она похожа на все остальные: брошенная мать с ребенком. Но здесь характер женщины несколько иной. Мне хотелось сыграть героиню не такую, которой сочувствуешь, а которую жалеешь. Это разные вещи. Потому что люди, которых мы жалеем, как правило, того стоят. И вот мне хотелось сыграть женщину, которая достойна жалости.
— Расскажите о фильмах, в которых вы снимались во Франции.
— Первым моим фильмом был «Аккомпаниаторша» по роману Нины Берберовой. Во Франции он имел успех и, насколько я знаю, его благосклонно приняли и в России. Хотя считаю, что я в этом фильме неинтересна и скучна, и совсем не горжусь своей работой. Но это была моя первая роль за границей. А когда ты приезжаешь в незнакомую страну и тебе нужно работать с людьми, которые общаются и живут по-другому, — это очень трудно. Единственное, за что я себя уважаю в этой работе, что все выдержала и дотерпела до конца, несмотря на все сложности. Мне вообще не нравится, как они снимают кино. Французское кино достаточно специфичное и, на мой взгляд, скучное. Но это моя личная точка зрения.
В других картинах мне было легче сниматься — я уже привыкла ко всему и стала понимать, кто есть кто. Я работала в фильмах «Женщина на ветру» и «Мадемуазель О». Последний поставлен по повести Набокова, и его действие происходит в России. Наверное, не стоит говорить, что когда иностранцы играют русских, так же, как и мы иностранцев, то получается по большому счету откровенная лажа. Поэтому, когда французы играют русскую историю, все равно выходит французская история, французский взгляд на что-то. В итоге получился не настоящий Набоков, хотя, несмотря на это, свою работу в картине «Мадемуазель О» я вспоминаю с благодарностью и радостью.
— А есть ли еще у вас какие-то предложения за границей?
— Полгода назад мне предложили сняться в одном фильме, но я отказалась из чисто материальных соображений. Хотя, как я сейчас понимаю, это было безумно глупо. Но я себя немного утешаю, что сама роль в творческом плане была неинтересной.
— На какие роли вы соглашаетесь?
— Сейчас я соглашаюсь, если знаю, что снимать будет хороший режиссер. Пусть будет не очень удачный сценарий, но мне интересно работать с этим режиссером. При замечательном сценарии и слабом режиссере я откажусь.
— Вам трудно входить в образ на съемочной площадке?
— Нет, не трудно. Наоборот, я это люблю и живу этим. Актерская профессия держится на человеческих качествах, а наши основные качества — это непостоянство и энергичность. Для актера очень сложно быть самим собой, потому что себя сыграть невозможно. На сцене или площадке он находится под защитой образа. Нам бывает жалко расставаться с ролью, но отходим мы очень быстро. В образе живем только на съемочной площадке. Как только заканчивается съемка, я все забываю начисто. Я даже не могу вспомнить текст, который только что произносила в кадре.
— Ваши партнеры по фильмам и многие кинокритики, рассказывая о вас, в первую очередь обращают внимание на ваши удивительно выразительные глаза. По их мнению, они способны передавать сложные движения души, и в связи с этим режиссеры должны как можно больше снимать вас крупным планом. В чем же загадка ваших глаз?
— Я не знаю, что придает моим глазам такое грустное и печальное выражение, потому что на самом деле я — человек жизнерадостный, люблю шумные компании. И загадки тут никакой нет. Просто чистая техника. Занимаясь актерским делом более двадцати лет, я пришла к выводу, что самое главное в этом процессе — это думать. А когда у артиста есть мысли в глазах, то он может молчать, ничего не делать — ему достаточно просто смотреть. Думающий человек — это завораживающее явление. И не последнюю роль в этом играют глаза.
— Ваша актерская профессия начиналась с театра. А нет ли сейчас у вас планов сыграть что-нибудь на сценических подмостках?
— Пока таких планов нет, так как нет интересных предложений. Вообще, я очень хочу выйти на сцену. Но играть хочется хороший материал. У меня нет желания играть в атрепризе. Как правило, там играются легкие и быстрые вещи, на которых можно легко заработать. Но для этого нужно много мотаться по стране, что очень утомительно и порядком выматывает. Подобный путь не для меня.
— Кого бы вам хотелось сыграть в кино или театре?
— Я жду сильных и ярких ролей. После «Зимней вишни» я изменилась и физически, и внутренне. Мне хочется сыграть женщину, которая достаточно прожила, повидала, прочувствовала. В ней намешано очень много: доброта и стервозность, гадливость и сочувствие — все стороны нормального человека. Но пока никто таких ролей не предлагает.
— Как вы относитесь к популярности и к статусу звезды?
— Что это за артист, если он не популярен? Популярность — это нормальный необходимый атрибут актерской профессии. А звезда — это совершенно другое. Звездами делают, чтобы потом было по кому ходить ногами. И я не разрешаю этого делать со мной. Я не хочу быть звездой. Если меня так называют другие — пожалуйста. Сама я себя так не назову. Кроме того, чтобы быть звездой — нужно быть гением. Я же на гения не тяну. Я популярная артистка — мне этого достаточно.
— Что в вашем понимании человеческое счастье?
— Счастье — это когда у человека есть свое место в этой жизни. Пусть оно очень маленькое и скромное, но оно свое. Главное — с этим местом согласиться. Не нужно лезть не в свое дело — от этого лучше не будет. Когда ты найдешь себя, то пропадает зависть, агрессия и злоба. Счастье заключается в том, чтобы находиться на своем месте и заниматься любимым делом...
— Себя вы считаете счастливым человеком?
— Да, абсолютно. Я ни о чем не жалею. И менять что-то в этой жизни у меня нет ни малейшего желания.