Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Если денег нет — лучше их совсем отменить

12 мая, 2005 - 18:23
ЗА ИДЕЮ МАРКСА О «БЕСПЛАТНОСТИ» ТРУДА — МЫ ДОРОГО ЗАПЛАТИЛИ

В начале мая был день рождения человека, который стремился к тому, чтобы не было бедных. На советской почве — не стало богатых. Хотя в максимуме он желал уничтожить деньги как таковые. Удивительно, что при таком сдвиге в сторону материального (дух вторичен!) он хотел отменить самый материальный из всех критериев оценки людей. Но, может, как часто это бывает, таким странным способом он пытался решить какую-то свою личную проблему?

Речь, конечно, же о Карле Марксе.

Выдающийся философ и теоретик социализма всегда имел крайне напряженные отношения с деньгами. Несмотря на то, что свое программное произведение он назвал «Капиталом», — сам он едва сводил концы с концами. В 1859 он набросал план своей экономической рукописи: о капитале, земельной собственности, наемном труде, государстве, внешней торговле и мировом рынке. У автора, правда, не было денег, чтобы рукопись переслать издателю. Один из первых биографов Маркса писал о том, что у этого «главного специалиста по обращению денег — свои счета не сходились». Всегда он рассчитывал только на помощь родственников своей жены (Дженни фон Вестфален принадлежала к дворянской знати, и родичи вынуждены были с раздражением содержать семью «могильщика капитала») и Энгельса.

Знаменитые формулы Маркса «товар — деньги — товар», «деньги — товар — деньги» были не более чем теоретическими выкладками. На практике, и в этом его «главная заслуга», — Маркс обезличил бизнес. Точно так же, как материю лишил определяющей силы духа, то же Маркс сделал и с бизнесом: обездушил его. Его любимейшее слово — «продукт»: «Товар — это продукт труда»; «Человек — продукт природы»; «Мышление — продукт человеческого мозга». (А природа — чей продукт? Самой себя?) Не мир, а продуктовая лавка. А денег на продукты Марксу, действительно, частенько не хватало.

У капиталиста, как он считал, «безграничная жажда прибавочной собственности, ведь он не хочет разориться». А эту самую прибавочную стоимость они выдаивают из рабочих, заставляя их вкалывать сверхурочно.

Капиталисты ему представлялись только жадюгами, обирающими рабочих. Маркс не был склонен анализировать конкретные производства. Он описывал производство товара вообще. Хотя, к примеру, заводы Форда или Эдисона были прямым продолжением их увлечений: им важно было не только количество, но и качество. Не только — СКОЛЬКО, но и ЧТО.

Человек, который не создал ни одной фирмы, примерно так же научил управляться с делами 1/6 часть света. И довел до сведения граждан, лишенных средств производства, одну немудреную мысль, которую озвучил булгаковский Шариков: «Надо отнять все и поделить». Это перевод на «простой» язык марксового лозунга: «Экспроприация экспроприаторов». Вероятно, это было бы в какой-то степени выходом и для самого Карла Маркса, который своих детей на случай, если заявлялся кредитор, учил говорить: «Господина Маркса нет дома».

Украина, как наиболее пострадавшая от раскулачивания страна, может сказать ему отдельное спасибо. И Ленин, и Сталин внедряли в жизнь его теорию «земельной собственности». Его соратник Энгельс на основании теории «старшего брата» писал: «Когда мы овладеем государственной властью, мы не будем думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких крестьян (все равно, с вознаграждением или нет), как это мы вынуждены будем сделать с крупными землевладельцами. Наша задача — чтобы их частную собственность перевести в товарищескую...»

Слабо верится, что Маркс поговорил хотя бы с одним крестьянином на тему колхоза.

Большая часть бизнес-деятельности какого- либо яркого человека (в том числе и крестьянина) напрямую связана с мечтами, с тем, что его на самом деле интересует. И потом уже — реализация их. Но для этого надо иметь смелость, предприимчивость и четкое представление, чего же ты хочешь. Пролетарии, на которых делал ставку Карл Маркс, зачастую были лишены именно этих способностей, которые культивировались среди буржуазии( не идеализируя ни одних, ни других).

Потерпели фиаско все теоретические выкладки знаменитого философа. Тезис Ленина «Кухарка может управлять государством» — тоже марксистский. Как выяснилось, не может. Хуже всего то, что она забудет и как варить обед.

«Учение Маркса вечно, потому, что оно — верно», — провозгласил вождь мирового пролетариата.

Закончим обратной логикой: раз учение Маркса не вечно, значит оно — не верно. И слава Богу!

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ