Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Если не научили ни мама, ни государство...

Нидерланды выделили 500 тысяч евро на адаптацию к жизни 350 украинских сирот. А что делать остальным 11 тысячам?
6 сентября, 2012 - 12:13
ВЫПУСКНОЙ ОТМЕТИЛИ, А ДАЛЬШЕ — ЧТО? ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА ВСЕГДА НАСТУПАЮТ БУДНИ, И ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТОВ ОНИ ОСОБЕННО ЖЕСТКИЕ: НУЖНО НАЙТИ ЖИЛЬЕ, НУЖНА РАБОТА. СЕГОДНЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ ГОТОВЯТ 12 ТЫСЯЧ ПЕДАГОГОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОМОГАТЬ ТАКИМ ДЕТЯМ СОСТАВЛЯТЬ РЕАЛЬНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН И УЧИТЬ, КАК ЕГО ДОСТИЧЬ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Ежегодно в Украине двери интернатов закрываются за 12 тысячами детей-сирот. Во взрослую жизнь уходит молодежь, которую воспитало государство: они знают все об алкоголе, наркотиках, сексе, но не знают, как сварить картофель, к кому обратиться, если заболел, как разумно потратить 100 гривен. У 70% нет жилья, возможно, есть родственники, но кому нужны чужие проблемы? Куда себя деть и кому ты нужен? Добавьте комплекс неполноценности — из-за того, что выросли без родителей, без любви — и зависть к «благополучным» ровесникам. Если они и найдут работу, то, как показывают исследования, им трудно удержаться: нет опыта общения в коллективе (не интернатском), решения конфликтов, умения слушать других, уступать, идти на компромиссы — того, что ребенок обычно вбирает в семье. Это — потенциальные бомжи, проститутки, преступники и алкоголики. Хорошо, если на жизненном пути попался социальный работник, который стал советчиком, или друг-священник, как это заведено в школе-интернате в Буче (Киевская область). Но большинство из 12 тысяч — сами по себе.

В течение последних 2,5 лет в Украине повезло еще 350 детям, которые воспитываются в интернатах: они прошли тренинги по развитию жизненных навыков. Основное, над чем работали тренеры, — сформировать у детей жизненные навыки. В первую очередь речь идет о планировании собственной жизни: не секрет, что дети в интернатах живут только сегодняшним днем — о завтрашнем они не думают, потому что это за них делает государство...

ДЕТЕЙ УЧАТ СТАВИТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ

Речь идет о двухгодичном украино-голландском проекте «Получи свой шанс: обеспечение лучшего будущего детей-воспитанников и выпускников интернатных заведений», который призван помочь сиротам найти свое место в жизни. Его выполняли МОО «Социальные инициативы по охране труда и здоровья» и голландская общественная организация «Международные инициативы по развитию ребенка». Финансовую поддержку проекта (500 тысяч евро) оказало Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов (МАТРА).

По официальным данным, в настоящее время в Украине насчитывается около 96 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, из которых 64 тысячи живет на попечении родственников или опекунов, 11 тысяч — в приемных семьях и детских домах семейного типа, вместе с тем около 20 тысяч детей остаются в интернатных заведениях. Как подтверждают исследования, дети-воспитанники интернатов больше, чем другие, впоследствии подвергаются риску безработицы и бедности. Из-за неумения справляться с жизненными ситуациями они часто прибегают к самоубийствам.

Под опеку проекта «Получи свой шанс: обеспечение лучшего будущего детей-воспитанников и выпускников интернатных заведений» попали воспитанники интернатов Винницкой и Одесской областей. В рамках программы удалось помочь 340 мальчикам и девочкам, 30 — трудоустроились.

— В Украине большинство сирот воспитываются в интернатных заведениях. Больше полномочий имеет государство — оно отец и мать для детей-сирот. В Голландии тоже есть дети-сироты, но наш подход — в том, чтобы сохранить семьи для ребенка или устроить его в приемную семью и чтобы дети вообще не попадали в подобные заведения. Думаю, Украине нужно внедрять единый персональный подход при предоставлении услуг, также улучшить координацию между разными ключевыми субъектами — общественными, необщественными организациями: чтобы проект был успешным, необходимо тесное сотрудничество, — сказал менеджер общественной организации «Международные инициативы по развитию ребенка» (ICDI, Нидерланды) Рутгер Вануденховен. — Самое важное то, что мы работали с самой молодежью: провели для них тренинги по получению жизненных навыков, в частности ознакомили с методом индивидуального планирования. То есть каждая молодая личность создавала индивидуальный план жизни и ставила перед собой цели. Также мы практиковали методику адаптации молодых людей на их рабочем месте: чтобы это проходило не так сложно, как часто бывает у выпускников интернатов. Чтобы они могли не только получить, но и удержаться на работе. Важна также не только наша помощь, но и то, чтобы эти дети становились самостоятельными — умели планировать свою жизнь и брать ответственность на себя.

Очень благодарна судьбе попавшая в эту программу Лилия Королева, которая живет в пгт Тарутине Одесской области и работает швеей. Пять лет тому назад от онкозаболевания умерла ее мама, оставив Лилю и еще двух младших дочерей. Лиля на то время уже училась в швейном училище. Поскольку их отец после смерти матери сильно запил, младших сестренок забрали в интернат. Лиля очень переживала, что они не вместе. 2,5 года назад с радостью пошла на тренинги с оптимистичным названием «Получи свой шанс». Шанс она получила и сумела его использовать.

— Нас учили самостоятельно ставить перед собой жизненные цели и шаг за шагом идти к ним. Впоследствии все, что я наметила в жизни, уже произошло. Во-первых, хотела забрать сестренок из интерната и стать их опекуном, во-вторых, купить дом, где бы мы жили. Цели — достигнуты! Я откладывала свою стипендию и средства, которые мне выплачивало государство на депозит, потом купила дом. Теперь у меня есть новая цель в жизни, но пока это — секрет, — говорит Лиля, которая стала для своих сестренок не только матерью, но и отцом, потому что биологический отец в настоящее время не интересуется судьбой дочерей.

ВОПРОСЫ ЖИЛЬЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА — САМЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ

Вопрос жилья — самый актуальный и самый злободневный для выпускников интернатов.

— Ежегодно в Украине достигают совершеннолетия около 12 тысяч детей, воспитывающихся в интернатах. Среди главных проблем, на которые указывают дети-выпускники интернатов, а также воспитанники приемных семей и детских домов семейного типа, — это жилье. Около 70% сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые достигают совершеннолетия, негде жить после выхода из интерната или по окончании учебного заведения (когда есть временное жилье в общежитии), — сказал уполномоченный Президента Украины по вопросам прав детей Юрий Павленко. — Согласно нашим исследованиям, только около 18% детей имеют собственное жилье, которое у них сохранилось от родителей. Еще в 15% выпускников интернатных заведений проблема временного жилья разрешается благодаря открытию 18 социальных общежитий, которые в настоящее время функционируют в Украине для детей-сирот. Вместе с тем почти для 2/3 детей тема жилья является очень актуальной, и я могу утверждать, что местная власть в подавляющем большинстве не знает, куда пошел ребенок и где он живет. Именно поэтому в поручении Президента от 30 августа 2012 года перед местными органами власти ставится задача расширить сеть социальных общежитий для детей-сирот, а также вместе с Генеральной прокуратурой Украины проверить имущественные и жилищные права детей-сирот. В случае если у ребенка незаконно забрали квартиру, необходимо вернуть ее ребенку или заставить органы местной власти (именно на них, по закону, возложена ответственность обеспечить ребенка жильем) предоставить необходимое жилье.

Еще один вопрос, который волнует выпускников интернатов, — образование, приобретение профессии. Согласно проведенному исследованию жизни выпускников интернатных заведений, приблизительно 40% детей, которые приходят во взрослую жизнь, имеют уже специальность или работают по специальности, которую получили в интернате или в профессионально-техническом училище. По словам специалистов, в подавляющем большинстве дети получают образование не по своему желанию или интересам, а исходя из возможности того или другого учебного заведения обеспечить такого ребенка общежитием. Таким образом, большинство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, получают образование и специальность без учета своего потенциала и желаний.

— Отдельная тема — неумение жить в социуме. Они соприкасаются во взрослой жизни с невозможностью адаптации. Как следствие — алкоголь, наркотики, тюрьма... Не редкие случаи, когда подросток, выходя из интернатного заведения, накопив большую сумму, просто прогуливает ее за один-два месяца и остается ни с чем. В таких случаях очень хорошо помогают социальные работники в социальных общежитиях, если, конечно, ребенок туда попадет. Бывало, что социальные работники наставляли ребенка не тратить средства, аккумулировали их, привлекали спонсоров и впоследствии покупали ребенку квартиру или дом, — рассказал Юрий Павленко.

Одна из проблем, которую отмечают эксперты, — это отсутствие кадров для работы с детьми, окончивших интернаты. По данным офиса детского омбудсмена, сегодня в социальные службы набираются специалисты именно для такой работы — для опеки над детьми-сиротами, детьми из неблагополучных семей и тому подобное. Ныне требуется 12 тысяч специалистов, набрано уже 10 тысяч.

По поводу международного сотрудничества, то, как утверждают и украинские, и голландские эксперты, работа с проектом не заканчивается. Ведь остались программы и навыки работы с детьми-сиротами, и они дают результаты.

КСТАТИ

В Украине могут отменить тайну усыновления

Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Юрий Павленко инициирует внесение изменений в Семейный и Криминальный кодексы Украины относительно отмены тайны усыновления и внедрения опосредованного контроля за условиями проживания усыновленных детей с привлечением широкого круга специалистов. На сегодня тайна усыновления предусмотрена Семейным кодексом Украины, и каждый человек может получить информацию о своем усыновлении после достижения 14 лет. Уполномоченный Президента по правам ребенка считает, что наличие тайны усыновления не дает возможности внедрить эффективный механизм контроля над условиями воспитания и проживания усыновленных детей. По его мнению, тайна усыновления лишает должностных лиц возможности получить объективную информацию о том, как живет и развивается ребенок. На сегодняшний день в Украине на учете по усыновлению стоит свыше 27 тысяч детей. По словам начальника отдела организации усыновления детей гражданами Украины Департамента по усыновлению и защите прав ребенка Минсоцполитики Ольги Олифер, количество украинцев, которые хотят усыновить ребенка, составляет свыше 1,5 тыс. Также ежегодно около 10—15 семей выражают желание усыновить двоих детей. При этом во время усыновления приоритет предоставляется супружеским парам. В 2001 году детей было усыновлено меньше, по сравнению с предыдущими годами. Так, в 2009 году украинцы усыновили 2 тыс. 374 ребенка, в 2010-м — 2 тыс. 247 детей, в 2011 г. — 2014 детей. 80% желающих усыновить ребенка — это супружеские пары, 20% — одинокие граждане. Как информируют официальные источники, в Украине были единичные случаи, когда ребенка усыновляли одинокие мужчины. При этом законодательством Украины запрещено усыновление одинокими иностранцами.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ