«Если раны — небольшой...» — пелось в старой песне времен Гражданской войны. Сегодня реальность нередко выглядит иначе: воинов Вооруженных сил Украины, солдат и добровольцев других боевых формирований, противостоящих огневой агрессии на востоке страны, в немалой части ранений постигают тяжелые и опасные повреждения. Это объясняется и тем, что была развязана масштабная война с применением травматических видов оружия. Значит, нужны и новые шаги навстречу и наперекор неотложным медицинским вызовам. Вот почему в оказание высококвалифицированной помощи пострадавшим активно включились и подразделения ряда институтов, входящих в состав Национальной академии медицинских наук Украины. Заключены соглашения с медицинскими подразделениями армии и других украинских воинских медицинских служб о порядке и принципах целенаправленной безотлагательной доставки таких раненых в клиники НАМН Украины.
— В течение нынешнего года здесь пролечено и проконсультировано на новой основе более тысячи раненых участников АТО. Свыше 800 раненых проконсультированы специалистами академических НИИ в военных госпиталях. Более 650 человек прооперированы в академических клиниках, — говорит вице-президент НАМН Украины, видный нейрохирург, академик НАМН Виталий ЦИМБАЛЮК, координирующий в академии работу по оказанию помощи раненым. — Конечно же, перед нами лишь продолжение активного отклика врачей и ученых НАМН на развитие тревожных событий. Эти особые умения специалистов оказались востребованными уже в первые часы и дни гражданского противостояния на Майдане, понятно, прежде всего, в хирургическом ключе. Но надо было смотреть на перспективу. По предложению Президиума НАМН в составе основных академических хирургических блоков были укомплектованы готовые к практическим действиям мобильные бригады, с включением в них хирургов, анестезиологов, операционных сестер. Этот ресурс неотложности и сегодня — в полной боевой готовности к экстремальным фактам.
— Виталий Иванович, что означает это понятие — новая спасительная динамика?
— Это достаточно серьезные цифры. Уже в начале выполнения новой программы в Институте имени А. Шалимова была оказана помощь 88 раненым, направленным сюда по новому мосту взаимодействия, при этом 59 человек госпитализированы и прооперированы. Операции осуществлялись, в частности, сосудистым хирургом П. Никульниковым и его коллегами в профильной клинике, а также в других отделениях. 118 бойцов АТО были ориентированы на Институт нейрохирургии имени А. Ромоданова (госпитализированы 69), 97 пациентов — на Институт травматологии и ортопедии НАМН (госпитализированы 56 человек). Пять пациентов с острыми патологиями внутренних органов госпитализированы в Институт гастроэнтерологии НАМН Украины в Днепропетровске, восемь больных из зоны боевых действий прошли лечение в Институте кардиологии имени Н. Стражеско, четыре человека — в Центре радиационной медицины НАМН, 15 раненых с острыми сосудистыми патологиями мозга контузионного и иного характера были госпитализированы в академический Научно-практический центр эндоваскулярной нейрорентгенохирургии. Высоко востребованным оказался и Институт глазных болезней и тканевой терапии имени В. Филатова: тут пролечены и проконсультированы 119 раненых с различными глазными травмами, из них 62 человека оставлены на стационарное восстановительное лечение. Ведь часто необходимо умение именно хирургов-виртуозов.
— В данных о деятельности академической госпитальной базы указано, что свыше ста пациентам-военнослужащим была оказана в этот период помощь в Институте медицины труда в Киеве. Но ведь это учреждение не хирургического профиля...
— Понимаете, этот институт отличается оригинальным психофизиологическим подходом в отношении «человеческого фактора» в сложных ситуациях, прежде всего, в случаях крупных техногенных аварий. Но ведь и боевая психическая травма — реакция на чрезвычайные воздействия. И вот по инициативе директора института академика Ю. Кундиева учреждение включилось в предпринятые академией лечебно-реабилитационные начинания как раз в таком ключе. К слову, недавно в президиум академии пришло благодарственное письмо группы новых подопечных этого института — из зон боевых действий — за эффективную поддержку.
— А организованы ли клиники политравм?
— Да, в Институте хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова в Киеве и Институте общей и неотложной хирургии имени В. Зайцева в Харькове такие клиники особенно важного реанимационного уровня были сразу же созданы. Оба института способны масштабно и действенно развязывать подобные многопроблемные вызовы.
— Виталий Иванович, а теперь вопрос предметно к вам — в рамках вашей специальности. Вы, в частности, одним из первых в новой обстановке начали с помощью использования отечественных электростимуляторов и других оригинальных восстановительных методов эффективно противостоять болевым проявлениям у раненых бойцов, скажем, при фантомном синдроме, повреждениях нервных стволов. Как вообще строится нейрохирургическая линия?
— Ее особенности — максимальная ургентность при высокой квалификации. Например, опытные нейрохирурги представляют нашу специальность в больнице имени И. Мечникова в Днепропетровске, и с ними наш Институт нейрохирургии в особенно сложных случаях консультативно связан. Значительно укреплена нейрохирургами и городская больница в Мариуполе. Добавлю, что не так давно нескольким украинским военным и гражданским врачам, в том числе и мне, была предоставлена возможность ознакомиться с новейшими разработками и технологиями по оказанию помощи раненым в госпитале имени Ж. Помпиду и военном госпитале имени Перси во Франции. Это перспективное сотрудничество.
— Институтами НАМН составлено свыше 20 методических рекомендаций для руководства к действию, в первую очередь — в военных госпиталях. Соответствуют ли они в плане общей стратегии положениям нынешней военно-медицинской доктрины?
— Такая доктрина, иными словами, стратегический военно-медицинский комплекс действий в виде функционального объединения сил и средств всех медицинских служб в окончательном варианте успешно реализуется. Как раз в таком ракурсе действуют обладающие высокими современными возможностями клиники НАМН Украины.