Обучение в школе является этапным моментом в жизни ребенка. Ведь именно в начальной школе ребенок впервые сталкивается с тем, что делать нужно не только то, что хочется, а то, что надо, и именно так, как этого требуют взрослые-учителя. Но готовы ли к этому шестилетние дети?
Как показали исследования, у них сохраняются присущие дошкольному возрасту особенности мышления: ребенку тяжело воспринимать абстрактные цифры и правила; он способен воспринимать информацию прежде всего в наглядно-образной и наглядно- действенной формах, у него доминирует невольная память, вследствие чего запоминается не то, что нужно, а то, что интересует. Кроме этого, интерес к обучению в этом возрасте очень нестойкий. Отрицательные оценки учителей служат причиной тревоги, дискомфорта, апатии. Поведение у детей эмоционально и импульсивно, что существенным образом усложняет взаимоотношения в школе.
По данным петербургских ученых, у 40-60% детей шести-восьмилетнего возраста при специальном осмотре обнаружены разного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Специальные исследования показывают, что на протяжении последних лет приблизительно у 20% детей, поступающих в школу, разные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера (то есть находятся на грани нормы и патологии). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учеников с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается до 60-70%. Родители и учителя не считают характерные для них особенности поведения болезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здоровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, если нервно-психическая и физическая нагрузка на организм ребенка резко увеличивается, нарушения нервной системы приобретают выраженный характер.
Больше всего не готовы к обучению дети в пятилетнем возрасте (около 80%). В шесть лет таких детей намного меньше — 51%, а уже в семь лет их всего 13%. Конечно, речь в данном случае идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы, а не о индивидуальных программах.
Один из основных показателей готовности ребенка к школе — эмоционально-волевой. Чтобы развить волю ребенка, родителям нужно приучать его организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок; надо поощрять волевые усилия малыша (а для этого предоставляйте ему определенное пространство для самостоятельности, стимулируйте старания доводить какое-либо дело до конца); пусть ребенок регулярно выполняет дома какие-то поручения и имеет постоянные обязанности, скажем, поливать цветы или присматривать за кошкой.
Изучение математики, сложные умозаключения, понимание основ наук требует способности к абстрактному мышлению. Необходимо помогать ребенку постепенно переходить от внешних действий с предметами к действиям внутренним, мысленно, которые бы выполнялись сначала с образами предметов, а потом абстрактно — с их понятиями. Для развития такого внутреннего плана действий есть упражнение, которое особенно нравится младшим школьникам. Надо взять для начала какое-то простое действие — например, приготовление яичницы или чистка зубов. Потом предложить ребенку как можно точнее воспроизвести всю последовательность действий и описать его, но в обратном порядке, начиная с конца. Также очень полезно выработать у ребенка привычку в конце дня, например, ложась спать, воспроизвести мысленно все события прошедшего дня в прямом и обратном порядке.
Говоря о первых шагах ребенка в школе, надо особое внимание обратить на проблему «школьных» страхов у детей. В большинстве случаев они объясняются установками и ценностями родителей относительно школы. Ни для кого не секрет: иногда родители сами боятся школы и невольно прививают этот страх детям или драматизируют школьные проблемы сына или дочери.
В профилактике школьных страхов действуют два правила:
1. Необходимо обеспечить детям теплую, благоприятную психологическую атмосферу, чтобы вернуть им уверенность в себе.
2. Очень важно дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, поскольку с разделенной с кем-то бедой справиться легче.
Ведущую роль в подготовке ребенка к школьному обучению играют родители. Именно они должны следить, чтобы ко времени поступления в школу у ребенка сложились психологические черты, присущие школьнику. Например, родителям не следует оценивать все, что делает малыш, так, как оценивали бы это в школе или «проходить» с ребенком программу первого класса, насильно заменяя игру обучением.
В то же время целесообразно развивать гибкость и богатство речи ребенка, работая вместе с ним над сюжетными рисунками. Необходимо учить его составлять небольшие рассказы из пяти-семи предложений, где бы сюжет характеризовался с разных сторон с применением богатой лексики.
Нет лучшего способа обогатить воображение ребенка, чем придумывать вместе с ним сказки. Например, отец начинает, а маленький почемучка продолжает. И так, пока не придут к логическому финалу. А вот преодолевать шаблонное мышление помогает один из приемов сказкотерапии: игра в «антисюжет». Надо предложить ребенку, скажем, сделать из Карабаса Барабаса положительный образ, а из Буратино — отрицательный. И развить эту фабулу.
И наконец — пять «золотых правил», которые помогут преодолевать трудности в обучении:
1. Смотрите на ребенка не как на продолжение вашего «я», а как на отдельную личность. Тогда вы будете в состоянии понимать, что ему действительно нужно, а что нет.
2. Уделяйте ребенку как можно больше внимания, ведите себя так, чтобы ребенок был уверен, что вы его любите всегда, независимо от того, успешен он или отстает. Не ленитесь общаться с ним. Никогда не заменяйте личное общение с ребенком подкупом: «На тебе подарок, только не трогай меня». Способность хорошо учиться напрямую зависит от уверенности школьника в себе. А последнее — от уверенности ребенка в том, что его любят.
3. Если речь идет о шестилетке-первокласснике, то приблизьте его режим дня к тому, к которому он привык в детском садике — с перерывом на дневной сон, пятиразовым питанием, прогулками.
4. Придерживайтесь «золотой середины» в воспитании: не лишайте ребенка самостоятельности, слишком опекая его, а с другой стороны — не пускайте его развитие «на самотек».
5. Родители должны договориться и вырабатывать одну линию воспитания ребенка. В противном случае он не сможет приспособиться к противоречивым родительским требованиям и не станет целостной, интегрированной личностью.