Украинцы открывают мир, в частности Европу, куда стремится Украина. А открывает ли Украина для себя мир глазами туристов, презентует ли себя полноценно? О восторге от такого тура и его проблемах эта статья.
На путешествие в Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Люксембург нас с женой Галиной к 40-летию нашей свадьбы соблазнил словом и сине-желтым флажком с экрана сам шеф фирмы «Феерия» Игорь Захаренко. Важные узлы странствий! В окне поезда — холм Данила Галицкого, села под черепицей, поля без сорняков. Приветствую Варшаву, воскресшую после войны, единственный в туре город, понятный и без переводчика! Дальше в Берлин — автобусом. Вот воин-освободитель, Рейхстаг, след Берлинской стены с фото, где Брежнев целует Хоннекера, храмы, дворцы. Боль и радость. Затем — Амстердам! «Не авто бойся, а велосипедистов, их больше, чем амстердамцев, как бегунов в Лондоне!» — предостерег гид. А я думаю: «Не потому ли здесь легче дышать, что меньшее авто? Не потому ли голландцы самые высокие, что ноги на педалях вытягивают?» Больше величия в Брюсселе — с Европарламентом, комиссией ЕС, штабом НАТО здесь. А панорама «Битвы под Ватерлоо»! В этой битве я бы места себе не находил. Не пойму: где добро, а где зло? Не по воле ли владык — мясорубка народов! На Сену же, в Париж. Лодка плыла под 19 мостами из 36. Дух пленяли: башня Эйфеля, Лувр, Пантеон, Дом инвалидов, Нотр-Дам! Далее — Версаль. Дворец золота и слез, 80 нянек — на дитя короля. И вот мини-страна Люксембург, где без олигархов люд богатый. Только слышу, что нельзя играть в футбол здесь, потому что мяч может вылететь за границу.
Наш гид Оксана, местные гиды оказались интересными. И сама объединенная Европа впечатлила. Успехами. Вот Польша. Ее в ЕС кризис не потряс так, как нас. А юмор гидов, снимавший усталость после «странствия на колесах»? Хотя бы такое. «Скупой голландец»: один едет в свадебное путешествие в Париж, потому что жена... там уже была. «Наивный бельгиец»: когда услышал в музее, какая известная кровать («Здесь спали Людовик ХІ, ХІІ, ХІІІ, ХІV»), то очень удивился: «Как все поместились в ней!» «Француженка искренняя»: честно призналась мужу, что все же не выдаст своего любовника и счета в банке. И все же ловлю себя, украинца, на ощущении некоторого дискомфорта. Почему с украинцами без согласования все гиды разговаривают только на русском? Что о нас думают поляки, водители автобуса, к которым по-польски обращается гид? Так сориентирована шефом? Может, гиды хоть упомянут Украину?
Если бы. Флажка Украины в руке нашего гида Оксаны, как и у ее шефа, не было. Говорит в Берлине: «Вот посольства России, стран Севера Европы», а когда за наше спросил, то услышал: «это нам не по пути». Как не по пути, как оказалось, и с государственным языком, хотя граждане Украины, я думаю, понимали его (тем более, украиноязычные — семья фермера О. Паршина с Полтавщины, супруги Вита и Сергей, ученые из Киева...) В то же время с экрана в автобусе около двух недель шли передачи с дисков на русском. Звучали государственные гимны, песни, музыка стран тура. Зачаровывал Джо Дасен. И это хорошо. Смотрели и российские кинокомедии. Но и в День независимости Украины — ни одного украинского фильма или песни. Только по дороге на Киев по видео на украинском зазвучали слова шефа «Феерии», песни на мои стихи народных артистов А. Василенко, В. Турца, мастеров сцены Зои Слободян, Светланы Мирводы, на музыку В. Пароменского, А. Ткаченко и Зои Слободян.
Рассказывая о городах в Голландии и Франции, гиды нам напоминали, что здесь были Петр I, Александр III, президент России Д. Медведев. Слышали везде об отношениях с Россией, ее диаспоре, но не слышали об отношениях с Украиной, украинцах здесь. Хотя бы упомянула гид, что Польша первой признала свободную Украину. Интересно слышать об Анне Ахматовой, В. Маяковском, С. Есенине, Исидоре Дункан в Париже, видеть, где жил Ф. Шопен, слушать стихи Марины Цветаевой, но мы почти не слышали об украинцах здесь, Правительстве УНР в экзиле, визитах сюда наших лидеров. А как приятно было бы, если бы из уст гида звучали здесь «Вірші з Парижа» замечательного Д. Павлычко. О Могиле Наполеона, Латинском квартале. Слезы выступают от его стихотворения об Анне, дочери Ярослава Мудрого, королеве Франции («Держава є — нема Вітчизни»). Гид хотя бы вскользь упомянула об Анне, ее венчании с Генрихом I в Рейнском соборе (19 мая 1051 г.), о С. Петлюре и С. Лифаре.
Конечно, наша группа не специализированная, в конце концов, видели глаза, что покупали. Но ведь... Сколько в пути времени на общение! Кому не интересно было бы услышать об «украинской Франции», где украинцев 35 тысяч? В Сорбонне еще с ХІV века ученики «из Рутении» учились. Открывали миру Украину самые светлые умы Франции. Это Б. Вижнер (о Галичине, Волыни и Подолье, 1573 г.), Боплан («Описание Украины», 1650 г.), П. Шевалье («История войны казаков против Польши», 1663 г.), П. Мериме («Богдан Хмельницкий», 1863 г.), Вольтер («История Карла ХІІ», 1731 г.), В. Гюго («Мазепа», 1829 г.), Бальзак («Письмо о Киеве» — «северный Рим с тремястами церквей», 1847 г.)... Здесь вели деятельность Марко Вовчок, М. Драгоманов, М. Грушевский, В. Винниченко, Е. Коновалец, Ф. Вовк, С. Гординский, Н. Махно, Мария Башкирцева, другие выдающиеся украинцы. Был здесь и Е. Маланюк. Знает Париж и нашу доблесть. По просьбе Франции под началом Б. Хмельницкого и И. Сирко отряд из 2400 казаков штурмом за сутки захватил у испанцев два года неприступную для французов крепость Дюнкерк (1646 г.). Вел деятельность здесь и сын автора Конституции Украины, первой демократической Конституции в Европе, гетмана П. Орлика. Это генерал Франции Г. Орлик, название поместья которого под Парижем будто бы легло в основу названия аэропорта «Орли». Во Франции пал герой ее сопротивления нацистам, Герой Советского Союза В. Порик. Именно здесь вышло 10 томов «Енциклопедії українознавства» (1949—1989 гг.), что ускорило выпуск у нас УРЭ. В вузах здешних давно изучается украинский язык. Здесь действует самое большое украинское научное заведение в Западной Европе — НТШ. Это в Париже украинский язык дважды занял третье место по мелодичности на Международных конкурсах языков (1928 г., 1934 г.). Неужели гидам трудно хотя бы упомянуть в путешествии такие интересные данные о Франции?!
Мои предложения не смогли помочь наверстать то, что может только шеф «Феерии» улучшить. Хотя и сам турист не беспомощен. Можно интерес свой удовлетворить и собственной экскурсией. Как мы с женой в Париже. Ранее познав мир с Эйфелевой башни, мы во второй раз подались только на Монмартр, где вечный праздник муз. Потом — под платаны улиц, где слышался голос И. Монтана. И что важно, напросились на прием в посольстве Украины, где Украинскому культурному центру и Украинской библиотеке им. С. Петлюры я передал свои книги («Чи Україні ти син?», «Відроджуймось — не перероджуймось!», «Через терни — до України» (соавтор), «Казка-байка: чесний Лис», диск своих песен. Благодарим консула Наталию Кочубей за то, что показала нам Украинскую греко-католическую церковь, сквер и памятник Тарасу Шевченко в Париже, за возможность почтить память Симона Петлюры на кладбище Монпарнас, где его могила, за рассказ о визитах в Париж Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, о даре Президента Украины Франции — статуе королевы Анны, установленной прабабке 30 королей Франции на ее могиле в Санлис под Парижем. Может, фирма дойдет и сюда. И до мемориальной доски на фасаде отеля «Лотти», где жил выдающийся балетмейстер, педагог С. Лифарь, лучший танцор мира, чью золотую туфлю его жена передала Украине (2000 г.), и эта туфля теперь находится в Музее драгоценностей в Киеве. Сколько сделал Лифарь для Франции, а так и не принял ее гражданства, заявляя: «Я киевлянин и этим горжусь!» На могиле его в Сен-Женевьев-де-Буа написано, как он пожелал: «Серж Лифарь из Киева».
Так почему же хоть краем глаза не посмотреть «украинский Париж»? Гид Оксана вроде бы этому рада была. Удивилась, разве тому, что в Украинской школе искусств в Париже не семь, как ей казалось, а 62 ученика, обучение полноценно ведется на базе и дистанционного образования по программам и учебникам Министерства образования и науки Украины, о чем мне рассказала ее директор Елена Мистраль. В посольстве, кстати, уверили, что готовы содействовать турфирмам в показе «украинской Франции».
Итак, тур, хоть и имел мало информационного сопровождения в храмах, музеях, но оказался все же не без Украины. Возникали ассоциации. Платный осмотр интерьера Парижской оперы родил идею: предлагать и нашим театрам так зарабатывать. А храм св. Михаила и Гудулы? Статуя Андрея Первозванного будто подсказала, что наших Брюссель уважает, и я, заинтересовавшись этим храмом в интернете, с радостью узнал, что в наше время почтили молитвой память жертв Голодомора в Украине (1932—1933 гг.). В Музее бриллиантов нашли «бриллиант» — Таню из Киева: не забыла родной язык, прямо воспевает здесь драгоценные камни, бриллиант приравнивает к таланту: чем больше граней — тем ярче. Далее. Впечатляет бережливость. Хоть глазам не верь: в шести странах нигде не видели потерянных монет, как у нас, где монетами будто посевают. Или такое. В Париже один контролер на входе в метро, а у нас — трое. Были поражены и западными дорогами. Маленькие страны — и большие трассы! Как благодаря таким трассам мир познал бы Киев, Львов, Каменец-Подольский, Чернигов, Батурин, Канев, Нежин, Крым, «Асканию нову», Триполье, «Каменную могилу» и... Евро-2012? То есть если бы дорога была в две стороны по три полосы. Чтобы на сотни миль — ни одного переезда и перехода, а только проезд под мостами. Чтобы все ровненько, как под линейку! Пусть у нас тоже на щитах при дорогах выделяется в цифрах и буквах только то, что водителю нужно — разрешенная скорость, расстояние до городов, указательные стрелки движения и никакой рекламы, которая отвлекала бы внимание водителя. Конечно, не все хорошо. Тесный отель «Анжу». Но и он не испортил нам впечатлений от Парижа. Благодаря архитектуре города, сохраненной в готике и барокко, где ни один небоскреб не нарушает элегантных улиц, не выскакивает, как «Пилип з конопель». Отдельно сверкает стеклом и металлом новый, высокий, солнечный Париж!
Конечно, есть специализированные туры, скажем, в образовательной отрасли, которые осуществляет НПЦ «Знання-круїз» Общества «Знання». Возможно, есть туры для деятелей культуры, менеджеров, аграриев, а этот тур другой. И все же мне интересно было бы погостить у «небоскребов-ветряков», «заменивших» угольные шахты: как ветряки производят реки электротока, что делает более мощной энергетическую состоятельность Германии? Не только внешне, но и изнутри с гидом узреть бы чудо Парижа, новый Культурный центр имени Жоржа Помпиду, его сокровища. Не увлекся я в туре, как другие, тем, как сыры делают, обувь из тополя или «цирком на дроті» в кабаре Мулен Руж, но ни мур-мур об этом, чтобы не оскорбить западноевропейцев, чтобы и к нам ехали, смотрели, как на празднике горшки лепят. А что же все-таки самое интересное? Амстердам, «Северная Венеция», где сто каналов и 1200 мостов, где картины Рембрандта и Ван Гога. Это и Лувр, где от древних Египта, Шумера, греков, Рима шедевры находим, Мону Лизу и Милосскую Венеру, которые от нас, а мы от них взгляд не можем отвести; это и музей живописи, архитектуры Д’Орсэ, где импрессионизм и постимпрессионизм Дега, Мане, Моне, Писарро, Ренуара, Сислея, Гогена! Это и села на Западе, где как будто уже есть коммунизм, обещанный Хрущевым: село от города не отличить! Это и высотой 157 м Кельнский собор, который внешне можно осмотреть только с вертолета, долгострой долгостроев (632 года строили) и где самый большой в мире действующий колокол (24 т). Здесь думал и такое: как могущественна была Киевская Русь, что знаменитый Софийский собор Ярослав Мудрый сумел построить за 10 лет!
Чудо из чудес — половина страны ниже уровня моря, отвоеванная у волн! Здесь шутят: Бог создал Землю, а люди — Нидерланды. Удивляешься: как это реки текут к морю по суше, которая ниже моря? Снизу вверх? Это нужно видеть. Дамбы на море и на речках. Тут землю отвоевывают у моря, а мы и у пырея не всегда отвоюем. Здания на невидимых тысячах свай, часто слитые в одну стену! Все это сдружает людей, закаляет, делает деятельными. Чуть больше нашей области страна, а заполняет рынки мира цветами и овощами! А украинок в Амстердаме мало. Не влечет их «столица любви», где своих красавиц вдосталь, где женщины на панели голые до плавок, где голландцам разрешены легкие наркотики. Правда, за морями демократии распутников, наркоманов не больше, чем у соседей!
Меня как-то один ветеран спросил: «Вы были на Западе. Благодаря чему там люди богатые? У нас — благодаря руководящей роли КПСС — а там?» Говорю: «Благодаря Закону». Слышу: «Странные фамилии там!» Не верит. Сегодня прибавляю такое. В Бельгии, Нидерландах у власти правительства, которые традиционно коалиционные, то есть ни одна из партий сама не побеждает на выборах, и временно не правит, а доход на душу населения — один из самых высоких в мире. Гаага заботится о государственных пенсиях всем жителям, даже тем, кто не работал. Это кроме пенсии, которую заработал человек. Есть дотации на каждую корову. Как диковинка, что полисмен не берет взятку. «Да он за это арестовал бы!» Потому что закон добра действует. Вот где бы учить наших чиновников!
Слышал я оды демократии на Западе и спросил о школах русских там. И что? В Бельгии этих школ — семь, в Голландии —восемь. Но ведь это субботние школы. И ни одной государственной. Не выше ли демократия у нас, где русские школы государственные, их две тысячи, несмотря на то, что в РФ украиноязычных государственных школ — ноль?
Хорошо, что сегодня на Западе мы не бегали уже за товарами, потому что и у нас все есть. Было время вспомнить «Собор Парижский Богоматери» В. Гюго, сравнить Нотр-Дам с костелами Львова, Люксембург на кручах — со старым Каменец-Подольским в каньонах, где на 120 га 150 памятников архитектуры, которым я еще раз поклонился, участвуя на днях в мероприятиях по почтению памяти мастера басни Н. Годованца.
Больше уважает людей Запад. Не у Бога за пазухой живут, но лучше нас. И статуй простым смертным больше, вплоть до неудачника-вора с петухом, который криком его выдал, до попрошайки с протянутой рукой. Куда меньше «вождям» бюстов. Их не штампуют и не ставят десятки тысяч, расходуя большие средства на уход за ними, как у нас. Что ни область, памятников Ильичу не сосчитать — до ста и больше! А те, кстати, кто гнал вал таких бюстов и не спрашивал общественность, нынче уперто требуют референдумов, когда речь заходит об открытии памятника борцу за свободу Украины, например, Ивану Мазепе в Полтаве.
А как о природе, животном мире заботятся. Роскошь животным в зоопарке Берлина, где не сосчитать ручьев, прудов, водопадов, рощ! Один мальчик возжелал даже стать бабочкой, чтобы остаться там летать. В городах деревца у дороги в металлических тулупчиках, очевидно, чтобы транспорт их не повредил. Трассу от лесов и полей отделяют металлические сетки, чтобы зайцы не погибали под колесами. Интересную картину мы наблюдали в одном из городов. На лестнице храма встретили черную собачку. Она не просила есть, а, присев на ступеньки, нас рассматривала и себя показывала, позировала перед видеокамерами. Потому что показывать было что. Пес носил розовые очки. Мол, и мир лучше, и от солнца защита есть. Вот, и собаку так берегут! И вспомнился мне фасад Реймского собора. Известно, что святые не улыбаются, а здесь гляди-ка — широко улыбается ангел в статуе при входе, на фронтоне собора. Словно радуется. Подумал: видно, есть чему!
Если фирма из Украины организует туры за границу, то эти туры должны быть украинскими по сути, не игнорировать, как большинство фирм, государственный язык, помогать видеть мир глазами украинца, презентовать Украину. Не так ли, Минкультуры и туризма, Министерство иностранных дел Украины?