Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Если учителя не защитят себя сами, этого не сделает никто

Наследство Макаренко и Сухомлинского сделало самым передовым образование Японии, но мало используется у нас...
1 сентября, 1998 - 00:00

— Сформулирована ли кем-нибудь концепция образования в Украине?

— Без концепции не существует образование в любом государстве. Украина,
кстати, всегда была концептуально обеспеченной. Украинскими учеными и практиками
разработана программа «Образование ХХI века», которая является сейчас наиболее
концептуальным документом. Но концепция в образовании — наиболее легкое
дело. Ее всегда можно разработать, апробировать, построить на наиболее
передовых идеях талантливых педагогов, руководителей образования. Такие
люди всегда есть в государстве. Их мало — 3-4% от общего количества, но
они — как яркие звезды, о них и их труде знают все.

Но основное в образовании — обеспечение этой концепции со стороны государства,
впереди всего — материальное. Образование во всех государствах требовало,
потребует и будет требовать экономической поддержки. В Украине, к великому
сожалению, такой поддержки нет. Это легче всего объяснить экономическим
кризисом. Но, по моему мнению, причина в том, что наш государственный истеблишмент
не готов видеть в образовании основную движущую и воспроизводящую силу
развития общества. Интересно, что в послевоенных Германии и Японии, которые
находились в значительно худших условиях, чем мы, выход из кризиса начинали
с образования.

Японские экономисты считают образование наиболее прибыльной отраслью.
Согласно их подсчетам, которые велись в течение десятилетий, инвестиции
в начальное образование дают до 40% прибыли, в среднюю — до 110%, в высшую
— 340% прибыли!

Может, именно поэтому во всех передовых странах мира поставлен вопрос
получения высшего образования всеми выпускниками средних школ. Сейчас в
Японии, Южной Корее до 80% выпускников школ получают высшее образование,
в США — до 70%. В Украине, по официальными данным, только 40% выпускников
продолжают учиться, но эта цифра несколько завышена (с учетом молодых специалистов,
которые получили неполное высшее образование). Напомню, что критерием высшего
образования является то, что человек имеет доступ к информации, или умеет
его для себя создать, для того, чтобы выстроить четкие позиции в линии
развития отрасли, в которой она работает.

Высшее образование, и это зафиксировано в нашей концепции, представляет
собой поиск талантов. Это поиск тех 3-4% наиболее талантливых людей, которые
могут двигать вперед все общество, различные направления его развития.
Согласно подсчетам японских экономистов, эти 3-4% обеспечивают более 95%
национального дохода. И если мы практически не будем реализовывать те положения
концепции украинского образования, где речь идет об отборе, поддержке,
обеспечении талантов, прогрессировать наша страна не будет. Сам факт оттока
кадров высшей квалификации из Украины демонстрирует, что отношение к образованию
со стороны правительства, других государственных и негосударственных организации
желает быть значительно лучшим.

— Отмечается ли тенденция снижения уровня образования за счет его удешевения?

— Прежде всего образование в наше время, конечно, пришло в упадок в
своих тенденциях развития. Речь идет о том, что наиболее популярными стали
отрасли, направленные на обслуживание человека. На обслуживании всегда
можно взять больше дивидендов, больше заработать. А фундаментальные отрасли
— математика, теоретическая физика, техника — не в почете у выпускников
школ. А значит, формируется недостаток новых идей.

Но наихудшее для образования сейчас то, что мы не заботимся об учителе
в школе. А без талантливого учителя нельзя и конструировать прогрессивное
движение нашего общества. Талантливый учитель — основа для каждого общества.
Из-за него отражается поиск талантов, их рост. А учитель у нас сейчас —
в яме.

Например, в США тенденции развития образования разрабатывают около 60
тысяч ученых, в России — свыше трех тысяч, у нас — меньше тысячи.

— Мы привыкли искать ориентиры для нашей жизни на Западе. Что может
наша школа взять из опыта стран Востока?

— Там не пренебрегают первоосновами своей культуры. Признаки национальной
культуры у них четко оттесняют на задний план массовую культуру. А у нас
массовая культура, к сожалению, захватывает молодежь. Причина — недостаток
эстетического, чувственного воспитания детей. Именно в чувствах заложен
историзм нации, культуры. Это есть у нас только на уровне талантливых учителей,
на уровне эксперимента. Но наша высшая школа не умеет готовить учителей
для формирования человеческой души, человеческого сердца. А японская школа
именно на это и направлена. Там всегда поддерживают природные данные ребенка.
Родители всегда заботятся, чтобы ребенок знал в несколько раз больше школьной
программы, причем овладевал этим самостоятельно.

Чувство — это такая составляющая человеческой духовности, которая обуславливает
развитие умственного и практического опыта. Большинство считает, что ум
определяет развитие ребенка. Мы требуем, чтобы он больше знал, помнил,
воспроизводил. Но мы ничего не делаем для того, чтобы ребенок был чувственно
удовлетворен тем, что он познал и зачем он познал, как это ему понадобится
в жизни. Чувственное удовлетворение — основная мотивация для китайских
и японских детей, которая побуждает их на такое напряженное обучение. Выпускник
японской средней школы знает 270 оттенков цветов! Эстетическое воспитание
идет там путем любования — миром, человеком, собой.

Процесс самостоятельности в азиатской школе также намного более развит,
чем у нас. Так, например, я попросил профессора Хоккайдского университета
Такедо Окинаву дать мне возможность побывать у него на лекции. Он ответил,
что за двадцать лет работы в университете не прочитал ни одной лекции.
После чего мы зашли в большой читальный зал, где-то на 900 мест. В 9 часов
утра в нем не было ни одного свободного места. Такая же картина была, когда
мы пришли туда в 9 часов вечера. В киевских библиотеках пусто...

Японцы тщательно изучают мировой опыт во всех отраслях. В каждом японском
детском саду, школе, университете чувствуется большая любовь и уважение
к наследству двух больших украинских педагогов — Сухомлинского и Макаренко.
Прекрасно они знают и русскую педагогику. У нас намного хуже поставлено
изучение будущими учителями наследства наших больших педагогов и психологов...

— Когда речь идет о духовном воспитании ребенка, часто имеют в виду
преподавание в школе закона Божьего, валеологии, эстетики. Способны ли
такие предметы решить задачи духовного воспитания?

— Мое глубокое убеждение — духовность в школе четко отражается через
духовность учителя. Для того, чтобы дети духовно развивались, в школе должна
быть соответствующая среда. А она создается каждую минуту всеми учителями,
на каждом уроке. Во-первых, из-за то, что каждый учитель может дать каждому
ребенку духовное удовлетворение своим предметом. И мудрые учителя прекрасно
умеют ощущать, на каком уровне овладения предмета каждый ребенок почувствует
это удовлетворение, и индивидуально подходят к детям. К сожалению, система
образования требует одинакового уровня для всех... А система подготовки
учителей не ориентирует их на индивидуальную работу, на творческую самореализацию
в каждом ребенке лично.

— Как, на ваш взгляд, заложить духовность в подготовку учителя?

— Прежде всего, на уровне отбора будущих учителей. Таланты нужно искать,
начиная с детского сада. И здесь разработано множество эффективных подходов
в различных странах, в том числе и у нас. Знания своего предмета — это
основа основ профессионализма учителя, но это, как ни парадоксально, не
главное в его работе. Без умения передать эти знания в опыт ученика учитель
никогда не осуществит своей миссии. Для этого у учителя должна быть колоссальная
потребность в самореализации, чувственность, глубокое развитие духовности,
сильная яркая личность. Готовить таких людей требуется с 5—7 класса, причем
индивидуально. Сухомлинський писал, что основными требованиями к учителю
является любовь к детям, мастерство в одной или нескольких отраслях и постоянное
учение, самоусовершенствование. К сожалению, сейчас очень мало учителей
отвечают этому...

— Для того, чтобы в школу приходили таланты, следует поднимать престиж,
авторитет профессии педагога. Что можно сделать в этом направлении, кроме
выделения средств?

— Экономическая причина падения престижа социального статуса учителя
все-таки важнейшая. Государство должно создать механизмы поддержки учителя
всеми доступными механизмами, даже если нельзя прямо выделить на это деньги.
Когда учитель должен думать, как дополнительно заработать деньги или накормить
семью, нельзя говорить о педагогическом творчестве. В большинстве развитых
стран профессия учителя находится в первой пятерке наиболее высокооплачиваемых.
В Японии учителя бесплатно ездят на транспорте, получают книги...

— Что бы вы пожелали учителям Украины перед началом нового учебного
года?

— Во-первых, верить, что материальные трудности — явление временное.
Понимаю, как учителям сейчас тяжело, но не хотел бы, чтобы талантливые
уходили из образования. Это бесперспективно для учителя, особенно для талантливого,
смерти подобно для его опыта, способностей. Во-вторых, считаю нужна большая
самоорганизация со стороны учителей. В США около десяти лет назад общественные
организации учителей подняли громкий скандал, разоблачив нарушение в использовании
бюджетных средств на образование, и с тех пор держат эту сферу под бдительным
контролем. Учителя — огромная прослойка интеллигенции. Они работают почти
с каждым пятым человеком. Учителя могут себя защитить и должны сделать
это, ибо больше в нашем государстве это сделать, похоже, не кому. От вступления
учителей даже в политическую борьбу за свои права многое зависит в их судьбе.

Справка дня

Иван Зязюн родился в 1938 году на Черниговщине. В 1964 закончил философский
факультет Киевского университета. Преподавал философию в Днепропетровском
университете, эстетику и историю философии в Киевском театральном институте.
С 1975 — ректор Полтавского педагогического института, который под его
руководством стал базовым для пединститутов СССР. С 1989 по 1991 годы —
министр образования УССР. С 1993 года — директор института педагогики и
психологии профессионального образования Академии педагогических наук.
Доктор философских наук, профессор.

Подготовил Виталий КУКСА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ