Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Естественные науки будут учить «на пальцах»?

Лишь 10—15% предметных кабинетов в школах имеют лабораторное оборудование
18 мая, 2010 - 20:25

Куски пенопласта из упаковки от телевизора, несколько проводов, пара скрепок — из такого нехитрого набора деталей собирает прибор для демонстрации движения ионов Оксана Любинецкая, учительница химии одной из школ на Черкасщине.

«Электропроводность растворов показываю с помощью индикаторной отвертки, которую обычно используют электрики, — рассказывает учительница. — Фильтровальная бумага у нас тоже дефицит. Вместо нее беру промокательную бумагу из старых тетрадей — да и те не часто найдешь».

Расходные материалы и новое оборудование для предметных кабинетов в соответствии с законом должна была бы закупать местная власть, но на деле мощностей ее бюджетов (или желания чиновников) оказывается недостаточно. Так, по информации Министерства образования, на начало учебного года кабинеты физики, биологии, химии были обеспечены лабораторным оборудованием лишь на 10—15%. Централизованно средства обучения закупали только в 2005—2006 годах, да и то хватило этих поставок лишь на 242 кабинета (из расчета приблизительно на 20 тысяч украинских школ).

В МОН признают, что на протяжении последних десяти лет материально-техническая база школ обновлялась очень медленно. Практики же говорят о значительно более длительных сроках. «За время моей работы в школе — приблизительно 18 лет — нового оборудования для кабинета не закупали ни разу, — вспоминает Оксана Любинецкая. — Свежайшие реактивы в моем запасе — 1972 года выпуска. Есть и раритеты с 56-го».

Учителя готовы и самостоятельно покупать самое необходимое, но это не так просто. Скажем, перманганат калия для опыта по получению кислорода можно приобрести только по рецепту. Пробирки — по большому блату — можно выпросить разве в больнице. Конечно, есть предприятия, которые производят и продают интерактивные и лабораторные приборы, реактивы, муляжи и другие учебные принадлежности. Однако по финансовым и чисто геог рафическим причинам провинциальные школы не могут воспользоваться их услугами.

«Среди наших клиентов есть школы из маленьких городов, например, несколько из Западной Украины. Но таких меньшинство. Комплекты для кабинетов естественных наук покупают преимущественно школы из больших городов и столицы, — рассказывает Владислав Бурангулов, методист Института новейших технологий в образовании. — А вообще ныне из-за кризиса закупки для школ сократились».

Экономия на оборудовании для кабинетов химии, биологии и физики противоречит декларациям об «усилении естественно-технической составляющей образования». Ведь преодоление характерного для Украины дефицита молодых инженеров, технологов и научных работников начинается со школы. Уже там будущие профессионалы должны были бы проводить первые опыты по физике или биологии, тренировать так называемые химические руки, работать с оборудованием и реактивами.

Власти предержащие это якобы понимают: так, в 2010 году при содействии Мирового банка МОН планирует закупить для школ кабинеты физики, химии, биологии и математики. Но кризисное «затягивание поясов» фактически нивелирует эти хорошие намерения. Кабинетов будет «аж» 182. То есть по 45 наборов оборудования на каждый предмет. Из расчета на тех же таки 20 тысяч украинских школ.

А пока «спринтерская» модернизация естественного образования все еще продолжается, педагоги пытаются своими силами побуждать детей к учебе.

«Учителя объясняют очень интересно, вот только сами мы мало что можем попробовать, — жалуется Татьяна Стасюк, семиклассница из села Кропивник на Ивано-Франковщине. — Разве что на биологии или иногда на физике. А на химии реактивов на всех не хватает. Мы просто смотрим, что делает учитель, а затем пишем лабораторку».

Судя по статистике, такими «пассивными наблюдателями» вынуждено быть большинство украинских школьников. Долго ли смогут удерживать их внимание учителя-естественники, имея в арсенале только все еще малодоступные новейшие технологии и собственные «кулибинские» навыки?

Алена МЕЛЬНИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ