Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Эта должность — не трон, а электрический стул»

Новый директор Днепровского исторического музея Юлия Писчанская о разломанных крышах, искусстве экспонирования и украинской кухне
29 марта, 2019 - 12:04

В ноябре прошлого года культурная жизнь Украины разнообразилась незаурядным скандалом: директором Исторического музея имени Дмитрия Яворницкого в Днепре на конкурсной основе избрали владелицу ресторана «Гуляй-Поле» Юлию ПИСЧАНСКУЮ. Часть культурной общественности и политиков ультраправого направления восприняли это назначение в штыки, призывая на Писчанскую все кары земные и небесные, а на ее ресторан — фискальные органы.

Недавно мне выпал случай расспросить Юлию Викторовну о ее работе лично.

Юлия Писчанская родилась 31 октября 1973 г. В 1993—1998 гг. изучала французский на романо-германском отделении Днепровского государственного университета. В 2002 г. закончила Харьковскую национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого с дипломом специалиста по хозяйственному праву. В 2000—2001гг. работала юрисконсультом в ОАО Днепротеплоэнерго, в 2002 г. — юристом в ООО «Лакомка». С 2012 г. занимается частным предпринимательством. Замужем, двое сыновей.

Юлия, вокруг вашего назначения разгорелся незаурядный спор, поэтому у меня сначала вопрос скорее эмоционального порядка: что вам давало уверенность?

— Я получила достаточно разнообразное и глубокое образование, как филологическое, так и юридическое, что дает мне возможность чувствовать себя человеком, который стоит, так сказать, на двух опорах: одна позволяет мне мечтать, а вторая дает реалистичное понимание ситуации.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЮЛИЕЙ ПИСЧАНСКОЙ

Хорошо, а что конкретно побуждало вас занять такую беспокойную должность?

— Мне 45 лет, я уже достаточно много знаю о себе, имею жизненную стабильность и достигла определенных успехов. Поэтому могла бы продолжать ругать власть, не соглашаясь с какими-то ее действиями, или — наконец оторваться от насиженного места и пойти самой что-то изменить. Кроме того, я из пятой генерации людей, которые живут на Днепровщине, но практически ничего не знаю о том, что здесь делалось с моими предками. Это тоже один из факторов, который меня вдохновил. Решение было принято в течение 5 минут: почему бы и нет? У меня достаточно много друзей творческих профессий — художников, фотографов, писателей, люблю искусство, музыку, много бываю в музеях, а опыт филфака позволяет оперировать нужными знаниями. Я понимала, что должность директора Исторического — это среднее между человеком культуры и менеджером, а также — что музейная отрасль в Украине безнадежно устарела. Превратилась в кладбище, которое финансируется государством.

— Так с чем вы столкнулись, когда пришли?

— Сломанные потолки и крыша, здание в аварийном состоянии, нет отопления, отсутствует инфраструктура. Музей должен быть ориентирован на посетителя. А для посетителя нужно создать определенные условия. Мы, с нашей лестницей и подиумами, без пандусов и лифтов, абсолютно недоступны для людей с инвалидностью.

Еще проблема —  не умеем работать со школьниками. Когда я спрашивала своих знакомых, которые приходили сюда еще детьми, возвращались ли они потом, они ответили, что здесь нечего делать, ничего не изменилось. То есть дети получают травму и больше к нам не будут соваться. Это тоже хотелось бы изменить. Нужно приучить горожан к музею как к дружественному пространству, где можно получить интересную информацию и принять участие в классных событиях.

Наконец, сотрудники Исторического выступали такой себе сырьевой базой для научных работников из Университета, выполняя бумажные, архивные функции, ища материалы для исследователей со стороны. Они не выходили в более авторитетную научную среду, очень мало публиковали своих работ — что вообще-то одна из базовых функций музейщиков. То есть никак себя не проявляли. И экспозиция очень устарела. Лежат какие-то предметы, описано какое-то давнее событие, и на том все. А хотелось все же услышать историю не так о событиях, как о людях, которые их пережили.

Ожидали ли вы проблемы такого масштаба?

— Да. Поэтому, даже несмотря на количество негатива, который на меня вылился, меня это не напугало. Хотя, конечно, я брала кота в мешке и теперь занимаюсь хозяйственной работой не меньше, чем творческой.

Что собираетесь со всем этим делать?

— Я именно поэтому и не люблю давать интервью, потому что приходится что-то рассказывать, в то время как нужно очень много всего делать. Выиграв конкурс, я попросила у комиссии: «Дайте мне год, чтобы почувствовать перемены». В настоящий момент из-за состояния здания мы ограничены в экспозициях. Выставки все равно проходят, но не в таком объеме, как хотелось бы. Мы компенсируем это количеством мероприятий, которыми раньше не занимались, проводим семинары, лекции.  Собственно, это тоже входило в планы. Хотелось оживить музей, превратив его в диалоговую площадку. Конечно, историческое заведение будет всегда ассоциироваться с определенным идеологическим контекстом. Тем не менее балансировать, не впадая в крайности,  по моему мнению, нам пока удается.

В настоящий момент мы вносим в устав изменения, которые позволят нам открыть кафе и продавать сувениры. Не отдавать площади в аренду кафетериям или магазинам, а самим на этом зарабатывать. Таким образом покрывать свои расходы и удовлетворять определенные потребности. В частности, у нас есть археологи, которые ездят на раскопки. Для этого нужны инструменты, суточные, питание. Единственный способ удерживать людей — самим заработать и дать им возможность купить это оборудование. Кстати, в музее не было даже аптечки. И первый тренинг, который прошли сотрудники — оказание медицинской помощи, потому что к нам приходят школьники, пенсионеры, да и на раскопках это умение нелишнее. Были случаи, что они в экспедиции вызывали скорую, потому что не было чем помочь.

Мы сделали брендирование, купили права на шрифт для нашего логотипа, чтобы быть узнаваемыми.  Чтобы по афише, которая имеет этот шрифт, этот логотип, эти корпоративные цвета, уже издалека было понятно, о чем речь. Чтобы днепряне не просто знали, что у них есть музей, а еще и узнавали его и имели дополнительный мотив прийти и посмотреть, что там происходит.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

— А какие изменения ожидаются собственно в экспозиции?

— В настоящий момент ведем реэкспозицію 7 зала, посвященного Второй мировой войне. Есть концепция, есть архитектор, который над этим работает. Мы вообще пытаемся переустроить музей, чтобы рассказывать людям о людях — через индивидуализацию, через историю земляков для того, чтобы показать корни, связать поколения, показать самоидентификацию жителей региона.

У нас разворачивается колоссальная работа в направлении дигитализации. Молодежь хотела бы быть привлеченной в пространство, и цифровые технологии как нельзя лучше соответствуют этим потребностям. В музее уже запущен интернет, и разрабатывается дополнение для смартфонов, которое будет водить по залам, виртуально оживляя экспонаты. Мы изменим, в сущности, рассказчика. Хочу уже сама это увидеть наконец.

Сотрудники вас поддерживают?

— Большинство восприняло мой приход с энтузиазмом. Не могу сказать, что мне приходилось упрямо бороться за свою правоту. Потому что понимание их проблем вызывало шаги навстречу. То, что мы в настоящий момент делаем, — это, по моему мнению, то, чего бы они хотели. Кое-кто говорил мне, что в музей приходят, чтобы иметь тихую работу. С другой стороны, понимаю, что многие хотели бы себя все же реализовать здесь. Теперь появился такой шанс. Коллектив начинает верить в себя, в то, что они могут что-то изменить.  Мы пытаемся привлечь молодежь, и ее действительно много пришло к нам работать. К сожалению, утеряны традиции наставничества. Но связать молодых с нашими аксакалами пытаемся.

— И откуда на все это взять деньги?

— В действительности финансирование есть. Может и не такое большое, но есть. Кроме того, можно инвестировать в то, что потом приносит какую-то прибыль и опять вкладывать и развивать. Таким образом, мы будем привлекать нового зрителя. Сотрудники уже съездили за границу по грантовым образовательным программам, а благодаря образованию появляются новые идеи. Плюс гранты для финансирования тех же реэкспозиций. Музеи так преимущественно и существуют: за счет грантов, бюджета, софинансирования, меценатов. Да, нужны много средств, но мы не планируем сделать все за один день. Шаг за шагом.

В целом, сколько зданий в вашем ведении?

— У нас 6 филиалов. Музей самоуправления в Облраде, «Литературное Приднепровье», дом-музей семьи Блаватских, дом-музей Яворницкого, Диорама, Музей АТО, собственно Исторический и еще административное здание, которое мы делим с научной библиотекой. «Литературное Приднепровье» — дом, который посещал Пушкин, там своя традиция, свое развитие, дом Блаватских — абсолютно иной контент, дом Яворницкого — единственный музей историка — не литератора, не художника, а именно историка, исследователя, этнографа. Первый Музей АТО — еще одна непростая история, связанная с подвигом днепрян в нынешней войне. Одно слово, очень разноплановый музейный комплекс, один из наибольших в Украине.

Выходит, объем работы у вас такой, что не позавидует.

— Да, это не трон, это — электрический стул. Но мне очень нравится то, что я делаю. Я не историк, однако, по-видимому, в этом есть определенное преимущество, потому что могу видеть что-то, что не видно музейщикам и историкам. Увидеть, развить, иметь более широкое понимание, привлекать новые силы.

Относительно сил: откуда их берете?

— Сам музей меня вдохновляет. Когда я понимаю, что, черт, здесь этого никогда не было, давайте это сделаем — это добавляет куража. Правда.

Имеете еще какие-то увлечения?

— Украинская кухня и кухни народов мира. У нас с мужем есть ресторан украинской кухни в пригороде. Собственно, отсюда и интерес к региону, поскольку многие говорили, что украинская кухня среди рестораторов не очень популярна, поскольку если в каждом доме готовят борщ, то продать его невозможно. Ну, значит, его нужно приготовить таким образом, чтобы его можно было съесть только в одном месте. Наш ресторан достаточно популярен и прибылен. А еще я развожу собак уже 10 лет. Много путешествую. И, конечно, посещаю музеи везде, где бываю.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Днепр — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ