Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Этнотуризм — как «защитный код» нации

Сегодня отечественный турист стоит перед выбором: путешествовать по Украине или за границу и путешествовать ли вообще
14 августа, 2012 - 11:42
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пишет вам постоянная подписчица Алла Гаврилюк. Представился случай выразить свои искренние ощущения от ежедневной возможности знакомиться с материалами газеты. С нетерпением жду каждый новый номер, ведь знаю, что такого многовекторного, прозрачного, актуального и содержательного представления информации не встретишь ни в одном издании. Недавно прочитала на страницах «Дня» статью-опрос «Продуцируют ли этнофестивали осмысленный патриотизм?». Ее появление на страницах газеты — очередное доказательство ощущения редакцией востребованности актуальнейших тем современности. Ценным приобретением представленной темы является то, что ее подготовили участники Летней школы журналистики «Дня» — представители молодого поколения украинцев. Желание выразить свое мнение по поводу статьи возникло сразу и не безосновательно, а в связи с рядом обстоятельств.

Несмотря на ежедневные идеологически-информационные притеснения, все же многие подобные по духу украинцы объединяются и почитают родное слово, свою историю, народные традиции, духовные ценности и все, что созвучно с брендом «Украина». Моя профессиональная деятельность связана с молодежной средой, поскольку я работаю преподавателем на кафедре международного туризма Института гостинично-ресторанного и туристического бизнеса Киевского национального университета культуры и искусств (дальше — ИГР и ТБ КНУКиИ). Студенчество, учащееся в нашем вузе, представляет все регионы Украины. По национальности и языковым признакам они разные, однако все объединены любовью к Родине, непринужденным природным патриотизмом, желанием развивать отечественную туристическую индустрию, так как родились и выросли уже в независимой Украине.

Благоприятной средой для формирования национальной идентичности в стенах университета является туризм как явление социальное. Сегодня туризм касается всех аспектов общественной жизни, коренным образом влияя на социум. Большинство граждан из стран-лидеров туристического мира отдают преимущество отдыху в своей стране. Для таких государств туризм стал объединительным фактором, сплотившим нацию. В туристической практике существует много примеров того, как совместными усилиями государственных институций, общественности, профессионалов туристического бизнеса внедрялась такая национальная стратегия развития государства. Образцом таких инноваций стали Франция, Турция и Египет, которые предложили и успешно используют систему отдыха «all inclusive», Испания с «солнечной коммуникативной стратегией». Во всех этих случаях и прочих отыскание национальной идентичности средствами туризма происходило путем выделения уникальности и индивидуальности — природной, историко-культурной, этнографической, в основу которой положены национальные, исторические, духовные, ментальные архетипы. Бесспорно, экономическая составляющая обеспечивала реализацию национальной стратегии развития туризма через материальные и финансовые ресурсы. Законодательное регулирование ускоряло внедрение национальных проектов. Идеологически-просветительская пропаганда с использованием всевозможных маркетинговых коммуникационных средств активизировала интерес к внутреннему туризму.

Испокон веков Украина привлекала большое количество иностранных путешественников. Свои впечатления и восторги они фиксировали в исторических хрониках, дневниках, описаниях, картах, которые встречаем у Геродота, Эриха Лясоты, Павла Халебского, Гийома Боплана де Левассера... Такие же позитивные эмоции испытывают иностранцы, посещая Украину и в наше время. Украинцы и доныне сохранили гостеприимство, открытость, почтительность, религиозность, духовную красоту личности и другие ментальные черты, зафиксированные украинской архетипикой.

Другое дело — отечественный путешественник. Сегодня украинский турист стоит перед выбором: путешествовать по Украине или за границу и путешествовать ли вообще? Лишь у некоторой части украинцев интерес к внутреннему туризму подкреплен психологически-чувственным желанием успеть увидеть то, что сохранилось из исторического бытия Украинского государства. Но могут ли эти факторы подтолкнуть украинцев к самопознанию отечественных туристических аттракций?

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА

В период активного информационно-идеологического давления со стороны соседних государств на Украину, неопределенности относительно последующего цивилизационного продвижения, разновекторности общественного сознания важно отстаивать национальные интересы в разных сферах общественной жизни. В частности, необходимо преодолеть факторы, мешающие украинцам интересоваться путешествиями по родному краю. Большинство активных путешественников по Украине — это либо национально сознательные граждане, либо те, кто не в состоянии позволить себе недешевый отдых за рубежом.

Именно поэтому в обществе возникла потребность в проведении таких поликультурных коммуникативных мероприятий, которые бы выделялись этноспецификой, массовостью и ментальным мотивационным интересом. Организация этнофестивалей в Украине — это востребованная временем форма воссоздания глубинных принципов украинской самобытной идентичности, возвращения и охватывания ею широких слоев украинского общества. В этом контексте этнофестивали стоит рассматривать как одну из организационных форм социального туризма, ведь они производят позитивный общественный резонанс, привлекают внимание, приглашают к участию людей разных возрастных категорий и социального статуса, не нуждаются в существенных финансовых расходах.

ОТ ЭТНОТУРИЗМА — ДО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Этнический туризм вполне справедливо можно считать двигателем социально-культурного и экономического развития как отдельного региона, так и государства в целом. Через популяризацию средствами внутреннего туризма народных обычаев и традиций среди современников формируется познавательный интерес к духовно-культурному наследию, этнографическим и этническим традициям воспитания. Все это способствует решению социально-экономических проблем региона, стимулирует развитие туристической инфраструктуры, создает условия для расширения занятости населения в сфере обслуживания и так далее.

Из собственного опыта путешествий по Украине могу с уверенностью сказать, что сегодня значительное количество соотечественников охотно преодолевает сотни километров, чтобы приобщиться к этнособытиям, активно участвует в их организации и проведении. Таким образом объединяются единомышленники, появляется мода на этнотуризм. Он стал востребованной формой отдыха, дает толчок к возрождению и развитию традиционной культуры (народных промыслов, архитектуры, искусства и тому подобное). В конце концов, это финансово выгодная возможность отдохнуть.

Этнотуристическая тематика вызывает и живой научный интерес. Средоточием ее исследования стал Львовский институт экономики и туризма, в котором действует Всеукраинский исследовательский информационно-методический центр развития этнического туризма и основано проведение ежегодной научно-практической конференции «Развитие украинского этнотуризма: проблемы и перспективы».

Сегодня в Украине событийный этнотуризм воплощен в самых разнообразных формах, и количество таких мероприятий постоянно растет. Впрочем, стоит отметить отсутствие государственной поддержки этнофестивального движения. Большинство таких мероприятий проходит по инициативе общественных движений, организаций, территориальных общин и за счет спонсорских взносов и средств из местных бюджетов. Давно назрела потребность на законодательном уровне выделить этнический туризм как инновационный вид туристической практики в Украине, имеющий свое особое «туристическое лицо» на туристической карте мира. На государственном уровне необходимо разработать и внедрить социальные проекты популяризации этнотуризма, положив в основу местную энтоспецифику.

Кроме того, стоит формировать и углублять в нашем государстве общественный интерес к отдыху в Украине на принципах патриотизма и гармоничного развития личности. Именно через активное участие в проведении этнофестивалей проходит процесс отождествления индивида со своим этническим сообществом, осознание ощущения коллективной принадлежности к конкретному историческому сообществу, проживающему на определенной территории, его культуре, традициям, обычаям и так далее.

О КАЛЕНДАРЕ ЭТНОТУРИЗМА И «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» НА ФЕСТИВАЛЬНОЙ КАРТЕ

В связи с отсутствием систематизированной информационной базы имеющихся украинских этнофестивалей кафедра туризма ИГР и ТБ КНУКиИ поставила перед собой амбициозную цель — создать новый рекламно-информационный продукт «Календарь событийного этнотуризма в Украине на 2013 год». Проект будет проходить под общеуниверситетским лозунгом «Тримай українську хвилю» и попытается максимально охватить все регионы Украины с учетом проведения этномероприятий в течение всего годового цикла.

Сначала замысел его создания ассоциировался как своеобразный сувенирный бренд, однако кропотливый труд доказал, что удачнее всего представить календарь в сети интернет, который позволит открыть доступ к нему заинтересованной публике как в Украине, так и за ее пределами и постоянно обновлять информацию, ведь количество этнофестивалей стремительно растет. Во время творческого поиска перед нами выстроилась четкая картина-карта Украины, на которой представлены «горячие точки» этнособытий с четкими чертами национальной идентичности.

Среди мероприятий событийного этнотуризма в календаре выделены религиозно-обрядовые, этнографически-художественные, гастрономические, историко-культурные, экологически-рекреационные и стилистически-дизайнерские фестивали, которые как нельзя ярче демонстрируют особенности украинского национального туристического продукта.

Не случайно основное внимание в наработке акцентировано на событийные этнотуристические ресурсы (фестивали, ярмарки, пленэры, фестины, боевые реконструкции, квесты, конкурсы, походы, соревнования и тому подобное), относящиеся к одним из самых динамических факторов формирования туристических потоков, связанных с мотивационными аспектами путешествий. Они остро чувствуют вызовы современной жизни, связанные с глобализацией, экологией, возвращением к историческим источникам прошлого.

Что касается культурно-ценностного или ценностно-духовного потенциала украинского этнотуризма, то он многогранен, креативен и неисчерпаем. Здесь уместно процитировать украинского поэта Н.С.Гриценко, который на страницах «Дня» (от 22.03.2012) отметил: «Нация, которая сама себя уважает, должна заботиться о сохранении собственной идентичности. Что для этого нужно? Прежде всего — иметь проявления такой идентичности. А во-вторых — не расточать ее, а всячески поддерживать. Словом, хотим, чтобы было на карте мира уникальное дерево под названием «Украина»... Корнями этого дерева являются, без преувеличения, те, проверенные веками ценности, которые передаются из поколения в поколение, среди которых — и уникальные народные промыслы. В частности, петриковская роспись, опошнянские изделия, полтавская вышивка, гуцульские ремесла и многое другое. Именно в них заложена мощная сила национальной символики, скрыт своеобразный «защитный код».

Надеемся, что «Календарь событийного этнотуризма в Украине на 2013 год» в будущем существенно увеличит количество участников отечественных этнофестивалей как из Украины, так и из-за границы. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию, позиционированию и продвижению восприятия самими украинцами и иностранными гражданами Украины как государства с уникальными этнотуристическими ресурсами и позитивным туристическим имиджем.

Алла ГАВРИЛЮК, кандидат наук по государственному управлению, преподаватель КНУКиИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ