Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Это был праздник... Для кого?

23 февраля, 2009 - 20:23

Большинство праздников, хотим мы этого или нет, несут идеологическую нагрузку. Даже, казалось бы, «нейтральный» Новый год, перенесенный на новый стиль большевиками, в СССР долго отмечали по старому стилю не только в силу привычки, но и в пику ненавистным «коммунякам». А вот первоначальный идеологический Международный женский день, инициированный левыми феминистками, стал после Второй мировой войны любимым общенародным праздником в Советском Союзе — совершенно лишенным «политики». В нем счастливо соединились самоуважение женщин и мужская любовь к ним: бабушкам, мамам, женам, сестрам, любимым, подругам, коллегам... То есть любовь и уважение к женщине во всех ее ипостасях.

Но принимая поздравления от мужчин, сами женщины всех возрастов чувствовали какую-то незавершенность. Наверное, отпраздновав 8 Марта, они потом целый год чувствовали себя неблагодарными. И они «ввели» новый праздник, когда они могли поздравить и показать свои любовь и уважение к мужчинам. Поскольку введение новых праздников находилось в ведении высших партийных чинов, весьма консервативных, то женщины стали чествовать мужчин и дарить им подарки 23 февраля, в День Советской Армии. С тех пор у этого праздника была сложная судьба. Он жил тройной жизнью: как праздник военных в СССР, как праздник всех потенциальных военных и также как праздник всех мужчин. Именно в своей третей функции он и стал любимым у большинства граждан СССР. Его становление проходило на моих лазах. Я помню, что когда в школе девчонки поздравляли нас, мальчиков, с Днем Советской Армии, то среди чествуемых были и два мальчика, которые по состоянию здоровья никогда не могли быть призваны в армию даже для тыловой службы: один ходил на костылях, а у другого было очень больное сердце и он вскоре умер. Но мы, все остальные мальчишки, принимали это как должное: ведь все мы, независимо от состояния здоровья, были мужчинами и наши девочки ценили нас именно за это.

Но идеологи КПСС решили использовать народную инициативу в своих целях, разными способами выдвинув на главное место первые две функции этого праздника. И пошли всякие торжественные заседания, официальные поздравления, пропагандистские агитки в СМИ. Мужской праздник превратился для многих в советский «идейный» праздник.

Проходя срочную службу в армии, я был комсомольским секретарем роты. Но за два года службы я увидел множество всевозможных безобразий: старослужащие унижали и преследовали всячески молодых солдат, офицеры притесняли и тех и других, пьянство и кражи имущества были обычным делом; военнослужащие часто гибли из-за неорганизованности и халатности командиров или из-за собственного разгильдяйства. Закончив службу, я сжег свои комсомольские документы и поступил в Днепропетровский госуниверситет как не-комсомолец. Женившись, я предупредил жену, чтобы она не поздравляла меня с 23 февраля, что ее, видимо, обрадовало, так как снимало праздничные проблемы. А советская армия, спустя всего лишь пару десятилетий, легко и безболезненно развалилась на полтора десятка частей. Это наглядно доказало, что она стала нежизнеспособной.

День Советской Армии, между тем, превратился в День защитника Отечества: и в России, и в Украине. В России это превращение вполне понятно, а вот в независимой Украине с ее историей — не понятно. Этот праздник официально ввел президент Кучма — с характерной для его правления топорностью и непоследовательностью решений.

И вот я еду по «праздничному» Днепропетровску 23 февраля 2009 года. Сегодня День защитника Отечества — нашего украинского отечества. Возле памятника генералу Пушкину две красные палатки: от союза советских офицеров и КПУ. Там только красные флаги с символикой СССР и ни одного государственного флага независимой Украины. Понятно, что молодые и пожилые люди, сидящие в этих палатках, защищать независимость Украины с оружием в руках не будут.

Возле исторического музея вижу митинг: десятка три человек слушают выступающего с рупором. Флаги здесь тоже только красные. Ясно, что и среди этих митингующих защитников нашей независимости и территориальной целостности нет.

В центре города, возле памятника Ленину, молодой человек в полувоенной форме готовит технику для митинга. Из микрофона льется жизнерадостная мелодия. Прислушиваюсь: песня про товарища Сталина. Вполне определенно и среди участников этого митинга защитников Украины (моего Отечества) не будет. Так чей же это праздник?

Я, например, по-прежнему не отмечаю его, хоть и был офицером запаса украинской армии и принял в свое время присягу на верность народу Украины. У меня с этим «праздником» связаны отнюдь не положительные ассоциации.

Но ведь в школах сегодня девочки и учительницы поздравляют украинских мальчишек. Поздравят и моего внука, которого я возил прошлым летом на поле Полтавской битвы и рассказывал о причинах наших украинских бед. В школе по-прежнему воспитывают будущих участников митингов, которые и в будущем будут проводить коммунисты и союз советских офицеров? Во всем этом нет логики, нет мудрости государственных мужей. Уже давно пора ввести наш украинский праздник — День защитника Отечества, выбрав подходящую дату. Но не следует торопиться и нужно хорошо подобрать даты. Во-первых, этот день должен быть связан с реальными событиями в военной истории Украины. Во-вторых, между Днем 8 Марта и Днем защитника Отечества (название может быть и другим) не должно быть слишком большого временного расстояния: все привыкли, что эти праздники всегда рядом. Если это не учесть, то отмечать будут все равно 23 февраля — так удобнее. В третьих, нужно, наверное, так продумать обоснование и формулировку праздника, чтобы женщины могли чествовать всех мужчин — независимо от их отношения к военной службе. Либо придется вводить отдельный мужской праздник, что нецелесообразно, так как будет отвлекать от Дня защитника Отечества.

И последнее. Нужно подумать о тех людях, которые почти всю свою долгую жизнь отмечали День Советской Армии или День защитника Отечества именно 23 февраля. Их нельзя обижать. Среди них есть много честных, мужественных и вообще хороших людей.

В знак уважения к ним нужно оставить дату 23 февраля праздничной. Но назвать этот день так: День ветерана вооруженных сил Советского Союза. Или что-то в этом роде. И пусть дети поздравляют по-прежнему в этот день ветеранов второй мировой и других воин, которые еще остались в живых. Наше государство и так не дает этим людям всего того, что они заслужили. Нельзя отбирать у них еще и их праздник. А я и мой внук будем праздновать наш мужской праздник в другой день — если, конечно, власть сделает все, что для этого необходимо, умно, а не «как всегда».

Владимир ЛЕСНОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ