Татьяне Герасимовой - 28, по образованию - финансистка. Последние два года занимается тестированием программного обеспечения. После завершения школы политического участия «Лидерка» стажировалась в Центральной избирательной комиссии...
История Тани была бы «обычной», если бы не одно «но». Она уже пять лет пользуется инвалидной коляской. Девушка убеждена, так как имеет инвалидность, должна работать гораздо больше: «До сих пор есть компании, где тебя могут не взять, даже если ты 100% специалист. Но я надеюсь, что люди с инвалидностью начнут получать престижные должности и никто не будет ссылаться на их инвалидность, а оценивать только профессиональный уровень».
«НА МЕНЯ НЕ РЕАГИРОВАЛИ ПО-ОСОБОМУ, ПОТОМУ ЧТО Я НА КОЛЯСКЕ»
Таня - одна из лучших выпускниц «Лидерки». В этой школе вместе с ней ориентировочно 20 девушек и женщин со всей Украины, которые имеют инвалидность, узнавали больше о политическом участии и инструментах влияния на государственные процессы, общались с ведущими женщинами страны и зарубежья.
Сама школа, а потом и работа в госоргане стали уникальным для девушки опытом.
«Когда меня брали на стажировку в ЦИК, волновалась, что она недоступна. Оказалось, что это не так. На входе - пандус удобный, пологий. Есть, правда, небольшое осложнение: я прохожу каждый день через коридор, который обычно закрыт. Поэтому мне каждое утро его открывают. Но меня не носят по лестнице. Это победа, это доступность для меня», - вспоминает Татьяна свои опасения.
Девушка попала в отдел информатизации и... с облегчением выдохнула. Это была знакомая для нее сфера. Долгое время по состоянию здоровья она не могла устроиться на работу. А однажды ее друг-программист попросил протестировать сайт, который он писал. Ей было весело и легко это делать. А друг говорит: «Ты знаешь, что это профессия и за это берут деньги».
Татьяна заинтересовалась и начала искала курсы, где бы могла повысить свой уровень. Оказалось, что такие - аж в областном центре, в Днепре (сама она - из Каменского Днепропетровской области).
«Я ездила туда три месяца, не в транспорте с низким полом, с препятствиями, - иронично улыбается Таня. - Но я очень этого хотела. В этом увидела шанс - шанс удаленной работы для человека с инвалидностью: иметь работу и быть финансово независимой».
На стажировке девушка тестировала на доступность сайт ЦИК - насколько он удобен тем, кто плохо видит.
«А начали мы с того, что формулировку «люди с недостатками зрения» заменили на более корректную – «люди с нарушением зрения», - улыбается моя собеседница и продолжает, что сама не так много знала о том, каким должен быть доступный сайт. Поэтому начала изучать стандарты, обращалась за советами к своим подругам по «Лидерке», у которых была инвалидность по зрению. И все обнаруженные ошибки на сайте тщательно записывала, предлагала коллегам по отделу, как их исправить.
«Меня поразило, что руководство воспринимало мои замечания... нормально. Я поговорила с программистом, а он через несколько часов вернулся и говорит: «Смотрите, я уже сделал цвета и шрифты по-другому и еще изменю - будет хорошо». Конечно, за три недели, когда я стажировалась, не могут произойти кардинальные изменения. Я пыталась найти эталон среди сайтов gov.ua. и не нашла. Но ЦИК мне пообещала, что таким эталоном станет», - рассказывает Таня.
Еще девушка признается: «На меня не реагировали как-то особенно, потому что я на коляске». И добавляет с улыбкой: «Я им постоянно надоедала: вот на сайте еще что-то нашла - исправьте...».
Вместе с тем ее наставник Владимир Сом, заведующий сектором в управлении информатизации, резко возражает: «Нельзя сказать, что надоедала. Когда выполняется работа - это не надоедала. Таня выполняла свою работу, и, кстати, хорошо».
Татьяна Герасимова говорит, что амбиции у нее большие - планирует переезд в Киев, сейчас ищет работу.
«Это пока сложно. Ведь все престижные вакансии требуют хотя бы частично, но быть в офисе. С тобой даже не очень хотят общаться, если ты физически не в Киеве и вот прямо сейчас не можешь приехать на собеседование...» - вспоминает свой предыдущий опыт. Впрочем, Таня настроена оптимистично.
А еще девушка интересуется экологической тематикой, является сторонницей движения Zero waste (минимизация мусора в жизни). Ее хобби - изготовлять украшения из бисера, стразов, камней Сваровски. В восторге от Львова. И каждый год ставит себе цель - побывать в двух новых городах в Украине, и одном - за рубежом. Поэтому, когда слышит о своей инвалидности ойканья «за что тебе, дитя» - откровенно сердится: «Бесит, что ты можешь достичь любых высот, а тебе на улице дают 2 гривны».
Девушка минуту помолчала, а потом тяжело добавила: «Вы спрашивали меня об общественном давлении? Есть другое. Сегодня сообщество [те, кто имеют инвалидность. - Авт.] разделилось на два лагеря: одни за права борются по крупицам. А другие не хотят отпускать социальную модель, потому что это удобно: я могу попросить - и мне дадут. И вот с этим гораздо труднее бороться...».
«А ГОВОРИЛИ, ЧТО ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГЕНЕРАЛОМ...»
Виктория Харченко - другая выпускница «Лидерки», которая стажировалась в Офисе вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Журналистка по специальности, интересуется делами Европейского суда по правам человека. Говорит, что ей не хватает юридического образования, чтобы правильно читать документы. Поэтому среди планов его вскоре получить. А еще провести свою «Лидерку» в Херсонской области, откуда девушка родом.
Вика глубоко изучает вопросы гендерного равенства. Поэтому, попав в Офис вице-премьера, была рада увидеть, как создается гендерная политика в высших эшелонах власти. Едва ли не самым большим для нее вызовом стало совещание с представителями сектора безопасности и обороны.
«Были представители Национальной полиции, МИД, СНБО. Как зашли - стало немного боязно, потому что в основном это были мужчины...», - стихла Виктория, а затем добавила: «Даже если и выбирается в министерство женщина, то иди в социальную сферу. А где «мужская» сфера - нельзя».
Во время стажировки Виктория узнала о первой женщине-водолазке в Госслужбе по чрезвычайным ситуациям Оксане Чехместренко. Ее настойчивость девушку поразила.
«А говорили, что женщина не может быть генералом», - горько шутит моя собеседница. Как и то, что женщина с инвалидностью может занимать высокие должности. Хотя для этого придется преодолеть немало препятствий.
«Часто говорят, надо убрать всю социальную помощь людям с инвалидностью - пусть идут работать. Я с этим не могу согласиться. Потому что для того, чтобы работать, нужно иметь образование. А не все его могут получить, особенно если ты родом из маленького городка или села. Это же касается и доступных для людей с инвалидностью курсов повышения квалификации, переквалификации. А чтобы претендовать на высокую должность - нужно быть в мейнстриме», - убеждена Виктория.
«И, конечно, чтобы была доступность там, где работаешь, - добавляет моя собеседница. - Со мной первые две недели стажировки была сопровождающая, а потом она заболела. Поэтому приходилось часто просить о помощи. Остановила даже одного из советников Дубилета [тогдашний еще министр Кабмина. - Авт.]. И пока он мне помогал подняться, прочитала короткую лекцию, почему лестница должны быть с перилами и какой угол наклона у пандуса».
Ее наставница Любовь Гордиенко, национальная консультантка в ООН Женщины, которая сотрудничала с Офисом, говорит: «У нас в основном работа с документами. И я не вижу препятствий, чтобы ее выполняли люди с инвалидностью. Если, конечно, обеспечены условия. А тем более с Викторией - такая упорная».
Организовать стажировку девушек с инвалидностью в органах государственной власти было непростой задачей. Об этом рассказывает координатор «Лидерки» Ирина Текучева: «Мы понимали, что это будет настоящим вызовом, и не ошиблись. Все официальные письма в министерства, комитеты Верховной Рады Украины остались без ответа...».
Тогда решили пойти «прямо» - Ирина вместе с коллегами начала искать возможности лично пообщаться с чиновниками и объяснить, почему важна эта стажировка не только женщинам с инвалидностью, но прежде всего самым органам власти. «Это едва ли не лучше всего разрушает стереотипы, на что способны женщины с инвалидностью, настоящие лидерши», - объясняет координатор школы.
И это сработало: так семь выпускниц «Лидерки» в течение трех недель в феврале-марте этого года работали в Комитете ВРУ по вопросам социальной политики, Офисе Омбудсмена, Украинском культурном фонде, Центральной избирательной комиссии, Офисе вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
Другим вызовом для организаторов стал поиск доступного жилья. Обеспечить проживание в гостинице для каждой стипендиатки в месяц не позволял бюджет, а квартиру на такой короткий срок все арендодатели отказались предоставлять. В итоге договорились о жилье с оплатой посуточно.
«К сожалению, мы так и не нашли полностью доступную квартиру. Но через два дня после заселения девушки взяли в свои руки организацию доступности: они связались с арендодателем и уговорили его оборудовать временный пандус для лестницы на первом этаже. Тогда мы, организаторы школы, поняли, что не ошиблись с выбором лучших», - с гордостью за своих выпускниц добавляет Текучева.
Ирина ВЫРТОСУ, ZMINA, фото предоставлены автором
Проект «Школа политического участия для женщин и девушек с инвалидностью «ЛИДЕРКА» реализуется ОО «Борьба за права» при поддержке Международного фонда избирательных систем (IFES) и Министерства международных дел Канады.