Документальная лента «Украинские шерифы» рассказывает о селе Старая Збурьевка на Херсонщине. Несколько лет назад здесь развернулась борьба за живописные земли Збурьевского кута. На защиту от нечестных бизнесменов и силовых структур вышел сельский голова Виктор Маруняк. Когда же его, по надуманным обвинениям, посадили за решетку, порядок в селе взялись наводить местные «шерифы» — Виктор Кривобородько и Владимир Рудьковский. Свои обязанности они выполняют и теперь. Напомним, «День» писал об инициативе старозбурьевчан в материале «На шаг впереди» (см. №149 за 2013 г.).
Фильм Романа Бондарчука снимался при поддержке Латвии и Германии. Как уже сообщал «День» (см. №217 от 27 ноября 2015 года), на престижном Амстердамском фестивале IDFA «Украинские шерифы» получили специальную награду с такой формулировкой: «Этот фильм увлекателен и исполнен юмора, это универсальный портрет общества, которое пытается дать толк ежедневному недовольству и недоразумению и удержать мир путем изобретательности, терпеливости и здравого смысла. С острым чувством персонажей рассказ показывает, как сильно более широкие обстоятельства могут изменить глухой закоулок, в то же время, будучи неспособным повлиять на него в других аспектах...».
«День» пообщался с Романом БОНДАРЧУКОМ о его новом успехе.
— Первая съемка состоялась летом 2011 года. Мы тогда снимали цикл короткометражных фильмов «Новые Герои». Одним из них был Виктор Маруняк. Следствие не смогло доказать вину Виктора Маруняка, ни одно из сфальсифицированных обвинений не подтвердилось — под давлением общества его отпустили на свободу, — рассказывает Роман Бондарчук. — Снимая эту историю, мы узнали, что в селе много интересного: детский садик, клуб, свой пляж и... шерифы. Поскольку на то время участкового инспектора в селе не было (или был один на пять сел), сельский голова назначил двух местных жителей — Виктора Кривобородько и Владимира Рудьковского — следить за общественным порядком. Официально они — общественные помощники участкового инспектора, но в селе все привыкли называть их шерифами. Как только мы познакомились с шерифами и проехались по их «клиентам», я сразу понял, что хочу снять кино об их работе.
— Почему именно эти люди?
— В то время, как все вокруг жаловались на безвыходное положение и бесправие, они брали и делали свою работу. И часто делали очень изобретательно. Одна из рассказанных ими историй была о мужчине, который ссорился с женой. Жена вызывала шерифов, но муж открутил вентиль на газовом баллоне и грозил поджечь спичку, если шерифы его будут утихомиривать. Шерифы почти час вели с ним душевные беседы, ожидая, пока из баллона выйдет газ... Потом мы многократно возвращались в село, прожили там август-сентябрь 2013-го, затем в связи с Майданом пришлось сделать перерыв. Снимали январь и часть февраля 2015-го, также в мае, в День победы. Всего около 70 съемочных дней.
Роман Бондарчук: В то время, как все вокруг жаловались на тупик и бесправие, они брали и делали свою работу. И часто делали очень изобретательно. Одна из рассказанных ими историй была о мужчине, который ссорился с женой. Жена вызвала шерифов, но мужчина открутил вентиль на газовом баллоне и угрожал поджечь спичку, если шерифы его будут угомонять. Шерифы почти час вели с ним душевные беседы, ожидая пока из баллона выйдет газ ...
— Каковы ощущения от признания вашей работы в Амстердаме?
— Радостно, что впервые украинский фильм получил такую награду. Ведь IDFA — самый большой и важный всемирный фестиваль документального кино. Очень хочется, чтобы эта награда помогла и нашей творческой команде, и другим документалистам из Украины интегрироваться в мировой кинопроцесс, быстрее финансировать и легче создавать свои следующие фильмы.
— Где и когда можно будет увидеть «Украинских шерифов» в полной версии?
— Мы бы очень хотели показать его в Киеве, на фестивале Docudays UA в марте. А сейчас активно поддерживаем Facebook-страницу, там уже есть около 10 эпизодов или зарисовок, которые не вошли в фильм. Поэтому пока можно составить впечатление из них: https://www.facebook.com/Ukrainiansheriffs.