Замена входных дверей в Волынском академическом областном кукольном театре вызвала недовольство среди лучан, которые знают историю этого здания. Помещение кукольного театра расположено напротив Луцкого городского совета, дом на этом месте построили в 1890 году. Что было в этих стенах до 1909-го — неизвестно. А с 1909 года член Луцкой городской думы Эльберт частично на собственные, частично на городские деньги решил открыть здесь электротеатр «Орион». Это было помещение, где показывали кино. На то время кино было «немым», а музыкальное сопровождение обеспечивали музыканты, которые играли на скрипке и фортепиано. Подобный способ показов был типичен по всей Европе. Когда в 1920-х годах Луцк оказался в составе Второй Речи Посполитой, городская власть решила сделать здесь городской кинотеатр, затем в этих стенах действовал городской театр имени Юлиуша Словацкого. А после Второй мировой войны именно здесь работал областной драматический театр.
Помещение в целом старое, пережило не одну достройку и не один ремонт, не всегда удачные перепланировки, и замена на днях старых входных дверей на банальные пластиковые вызвала понятное возмущение лучан, которые хотели бы видеть город с большим уважением к его истории и внешнему виду старых зданий. Директор кукольного театра Дмитрий Поштарук считает, что двери, как и само здание театра, не имеют ничего общего с древностью. Двери — да, потому что изготовили их еще в 1978 году, но помещение — таки историческое. Хотя действительно законодательством здание — как памятник архитектуры — не защищено, и это действительно плохо. В конце концов никто бы не возмущался и не протестовал, если бы старые «советские» двери заменили на новые, но сохранили при этом стиль. А так вход в ТЕАТР напоминает теперь вход в гастроном...
Елена РОМАНЮК, искусствовед:
— В свое время польский Люблин поверг меня в культурный шок, от которого я не могу опомниться уже долгое время. Качество и уровень реставрации и реконструкции старого города просто поражает! Эти работы проводятся уже в течение длительного времени и поэтапно. Средства не распыляются, а вкладываются в какой-то один объект, но это — фундаментальная реставрация с реконструкцией всех утраченных деталей. Рядом можно увидеть разрушенное здание, которое ждет своего времени и уже отреставрировано. Так вот о дверях... Я обращала на это особое внимание!
Никто не утверждает, что при любых обстоятельствах следует сохранять двери или окна, которые уничтожены временем и уже не могут выполнять свои функции. Если есть возможность реставрировать — реставрировать однозначно! Если нет, то делать реконструкцию в материале оригинала. В Люблине именно так и делают. Если используют новейшие материалы, то это такая искусная имитация, что отличить ее от оригинала сможет только эксперт. Обратила внимание на окна. Их конфигурация полностью соответствует оригинальным окнам. В деревянные рамы там вставляют стеклопакет, но если нужно, то имитируется гутное стекло или слюда. Там никому не приходит в голову достроить на старинный дом мансардный этаж, покрыв его зеленой (голубой и так далее) металлочерепицей, вставить белые дешевые пластиковые окна, замуровав арочный проем, втулить металлические двери с кодовыми замками, вывалив портал, застеклить балкон, спилив кованую решетку... А у нас это — норма!
Это уже, скорее, вопрос вкуса. Действительно, почему новые двери люблинского театра не вызывают какие-то негативные эмоции, а двери луцкого кукольного театра воспринимаются как агрессивная безвкусица, исказившая фасад? Думаю, что над реставрацией люблинского театра работали специалисты, которые учли все до наименьших нюансов. А у нас просто решили заменить старые двери, которые уже не выполняли свою функцию, да и позвонили в обычную фирму, которая изготовляет металлопластиковые окна-двери, выбрали самый дешевый вариант, не проникаясь эстетическими проблемами и стилевым соответствием, — результат видим. Где-то читала, что старые двери театра не оригинальны, а были изготовлены где-то в 70-х на каком-то Кинотехпроме. Подумалось, что деградация очевидна: оригинальные двери заменили деревянными кинотехпромовскими, а те, в свою очередь, еще более примитивными — металлопластиковыми. Наши дети-внуки это будут воспринимать как норму...