В последний день прошлого года во дворе Покровской церкви, що в Луцке, около киоска, в котором продают свечи, иконы и др., я увидела лист бумаги, который меня заинтересовал. Это был список людей, которые новогоднюю ночь — с фейерверками, салютами, танцами вокруг елки и другими атрибутами чуть ли не самого главного светского праздника — променяли на паломническую поездку в Почаевскую лавру. Поразило, что среди двух сотен паломников было немало лиц с одной и той же фамилией: по четыре, по пять, даже по шесть одинаковых! Это свидетельствовало о том, что отправляются целыми семьями. Едут отмечать не Новый год, а день памяти преподобного Амфилофия Почаевского.
Да что Почаев, который географически от нас так близко, а для большинства людей душевно далекий, потому что не всех и в будничный день приведет дорога к храму. Уже не первый год и не один раз в год с Волыни отправляются группы паломников на Святую Землю, в ее центр — город Иерусалим. Для большинства это очень дорогостоящие поездки, но каждый раз в группах не хватает мест. Что зовет людей в нелегкую дорогу в святые места, чем паломничество отличается от экскурсий и туризма? Об этом наш разговор с управляющим Волынской епархией Украинской православной церкви митрополитом Луцким и Волынским Нифонтом.
— Можно сказать, что паломничество в святые места присуще всем религиям. Мы же знаем, что православные паломники ходили в Иерусалим, на Святую Землю, еще со времен Киевской Руси, в X—XI веках! Ходили и позже, и часто ходили пешком. Мне известен пример, когда одна женщина из Владимир-Волынского в конце XIX века совершила паломничество в Иерусалим. Она полгода шла туда, полгода возвращалась обратно. Оттуда принесла икону Успения Божьей Матери, вышитую бисером, которую я в 1993 году увидел в храме во Владимир-Волынском. Такие иконы тогда изготовляли в Гефсиманской обители. Рассказывали мне, что, по преданию, та женщина опять пошла в Иерусалим, но уже с дочерью, и назад они не вернулись — остались в каком-то из монастырей. Ходили не раз на Святую Землю и православные монахи, которые записывали свои впечатления от дороги. А она же была очень тяжелой, могли встретить разбойники, нужно было преодолевать моря и пустыни. На горе Искушения, это около Иерихона, есть в скалах монастырь еще IV—VI веков. А там — иконостас деревянный, который по частям принесли паломники из Руси на своих плечах! Это большой подвиг. А на Синае есть каменный саркофаг для частичек мощей святой великомученицы Екатерины. Он вырезан из целого камня! Это сделали наши казаки, запорожские. Как они его туда доставили — неизвестно. Если на корабле, то от Средиземного моря до Синая через пустыню свыше 700 километров... И по другим святым местам на Святой Земле есть немало пожертвований от наших паломников. Это стремление человеческой души — к тому, что очищает, что укрепляет, что человека вдохновляет.
Вот например: при советской власти на Святую Землю не очень пускали, а люди все равно старались туда попасть. А теперь, когда открыты границы, когда разрешено паломничество куда-либо, лишь бы деньги?.. Хотя поездки и дорогие, но верующие люди собирают средства и едут. Я помню, как мы в 1995 году добирались на Святую Землю на корабле, то была в группе женщина из Старовиживского района, которая корову продала, чтобы поехать. Была среди нас и женщина, которая квартиру продала, а саму ее приняли жить друзья. И сегодня есть люди, которые стремятся идти в паломничество пешком, хотя это и очень тяжело. Но паломничество — это встреча человека с Богом. Человек, который верит в Бога, может перенести все неурядицы, тяжелую дорогу к святыне, потому что знает, что, побывав там, очистится и укрепится духовно.
Я помню, как в Иерусалиме патриарх Диодор, когда в 1997 году мы привезли с Украины группу паломников из 700 человек, говорил: «После того, как ваши паломники приезжают к нам так массово, наши святыни становятся более святыми». Что это значило? Те люди, которые живут рядом с такими святыми местами, иногда перестают их ценить, привыкают. Как мы к Почаеву... А когда прибывают верующие люди с чужбины — и плачут, и молятся, и на коленях подходят к святыням, то открывается еще больший источник Божьей благодати. Вспоминаю, как я в 1995 году впервые стоял около Кувуклии, около Гроба Господнего. Ничего не хочется говорить, только: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» И слезы рекой лились у меня из глаз, потому что здесь, здесь случилось событие, которое перевернуло весь мир! Не передать моих ощущений и потом, когда мы поднялись на гору Голгофу, где стоял крест с распятым Иисусом. Это нужно пережить... Ведь раньше ты об этом читал, знал, а в настоящее время ступаешь ногами по тем местам, где две тысячи лет назад был распят Иисус, где Божья любовь принесла себя в жертву. И люди со всех концов света, христиане и нехристиане идут прикоснуться к этой святыне. Конечно, что после этого немало людей просто перерождаются. У меня есть знакомая монашенка Магдалина, которую мы на Святой Земле берем как экскурсовода, потому что она очень красиво ведет экскурсию. Она таких людей видела — на высоких государственных должностях, крутых бизнесменов, жизнь у которых была не духовная и не церковная. А, коснувшись святынь, они становятся лучше и более милосердными.
— Но Святая Земля — это для большинства все же неисполнимая мечта, хотя говорят, что у Господа нет невозможного. Не потому ли верующие люди удовлетворяются паломничеством к ближнему Почаеву? Хотя не всем дано сделать и то, что делают некоторые православные, когда не соблазняются Новым годом, а едут в лавру...
— И ежегодно в почаевских группах видим одних и тех же людей. Они едут как в духовную баню, как в духовный источник. Там они погрузятся, помоются, очистятся, освежатся — и обновленными вернутся в этот мир. Так было же веками! Когда-то наши предки ходили пешком в Киев, к святыням Киево-Печерской лавры, о Почаеве и речи не было, потому что редко в каком селе туда на богомолье не ходили. Сколько волынян считали честью и обязанностью там побывать. Бросали все — и шли.
— Вы бывали во многих святых местах. На Валааме, который называют вторым Афоном, на острове Корфу, где сохраняются мощи святителя Спиридона Тримифунтского, честную десницу которого привозили недавно в Украину и на Волынь. В городе Баре в Италии, где мощи Николая Чудотворца...
— Волынские паломники бывали и в Беларуси с ее монастырями, в Смоленске и Пскове, Санкт-Петербурге, в Дивеево, где творил свои подвиги преподобный Серафим Саровский, в Оптиной Пустыне. На острове Корфу, где мощи святителя Спиридона, мы побывали 10 лет назад. Кстати, доказано и наукой, что тапочки, которые налагают на ноги святителю, действительно изнашиваются, на них видят песчинки, значит святой и в самом деле ходит, помогает людям. Около раки с мощами очень много даров от тех, кому он помог. Возможно, это звучит как сказка, но изношенность тапочек подтвердила и светская комиссия. Спиридон Тримифунтский очень почитаем в православном мире. Он был участником первого Вселенского собора, где взял кирпич, сдавил его — и сверху появилось пламя, а снизу побежали воды. Кирпич был один, но троичный: песок, огонь и вода. Так Спиридон продемонстрировал, что Бог — один, но в трех ликах. К мощам святителя в Луцке приложилось почти 100 тысяч людей, и мы мечтаем иметь на Волыни храм его имени. А на Святой Земле я бывал в 1995, 1997, 1998 и 1999 годах — на кораблях. В 2000-м я уже летел туда на самолете. Бывал потом не один раз в году, уже мог бы и не ехать, потому что немощь, очень болят ноги, но еду ради людей, просят. Вот и в этом году уже набрали группу паломников, которая будет на Святой Земле с 6 по 13 июля. Будем иметь службу на горе Синай, в храме 12-ти Апостолов на берегу Галилейского моря будем молиться на Петра и Павла. Потом будет, как даст Господь, служба на Гробе Господнем, и, как даст Господь, встреча с патриархом святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III.
— Это тот патриарх, которому одна из групп волынских паломников привезла с Украины необычный сувенир — ведерко... земляники?
— Это был один такой случай в 2008 году. Мы ехали в Киев в аэропорт и за Житомиром на трассе увидели, что продают землянику... Я и говорю отцу Алипию: может, довезем? И мы взяли пять ведерок. Конечно, ягоды провезти было проблематично, но так Господь захотел, что это удалось. Блаженнейший Феофил и другие иерусалимские высокие духовные отцы были очень поражены подарком, ведь земляника в тех краях не растет. А если бы вы видели, как воспринимали наш подарок в женском монастыре в местечке Горняя! Это то место, где Дева Мария встречалась с Елизаветой. В нем монашенки родом с Украины, России Беларуси, Молдовы. Приехали юными, молодыми, а теперь уже старушечки. На трапезу положили каждой лишь по две ложечки земляники. Видели бы вы, как они подносили блюдечки с ягодами к лицу, нюхали землянику, целовали ягоды. И плакали... Это же они еще в детстве их видели, это был привет с родной, далекой уже, земли. Возможно, такой подарок был немного детским, но он объединил людей, принес им счастье.
— Есть люди, которые очень активно путешествуют по святым местам. То в Одессу, где иконы кровоточат, то в Чернигов, где канонизируют святого, и так далее. Паломничество становится их образом жизни. Всем ли оно «во благо»?
— Если едут не ради суеты, а для того, чтобы около святыни сбросить духовную грязь, для покаяния и молитвы, то паломничество во благо. Оно же связано с большими ограничениями и трудностями. Нужно и впроголодь быть, и недоспанным, и все время на ногах... Но человек идет и все забывает. Вот меня всегда удивляют женщины лет по 70—80. Как они идут на гору Синай! 2 километра 700 метров дороги и все вверх. И хоть помнят о своей немощи, в следующий раз опять едут и опять поднимаются на вершину! Это зовет дух человека, тело физически намучается, настрадается, но духовно окрепнет.
— В эти дни мы празднуем Христово Воскресение. Что вы желаете православной Волыни?
— Пасха — это всегда праздник радости. История проходит, люди на Земле живут не так много лет. Никто из нас не живет ни 500, ни 900 лет, но идеи Воскресения Христового, идеи любви братской, идея мира и идея веры, которые принес на Землю Христос-спаситель, они бессмертны. Почему Христос сказал: «Я построю Церковь сообществом всех людей, и ворота ада ее не преодолеют»? Появлялись империи, которые завоевывали полмира, но и они исчезали, а идеи, которые принес Спаситель, живут, и они вечны. И каждому поколению, в каждом веке Господь дает людей, которые несут его учение в люди. Обычно мы знаем, что Церковь Христова была и гонима, и унижена язычниками, идолопоклонниками, евреями, мусульманами, безбожниками, атеистами... Вспоминаю слова Хрущева, который говорил, что в 1970 году последнего попа покажет по телевизору... Никто не думал, что будет так, как есть. Но у Бога все возможно. Хотелось бы пожелать нашим верующим людям, чтобы в их сердце всегда была живая и действенная вера. Вера, которая основывается на любви и милосердии. Ведь любовь — это добро, это милосердие, это вечное, потому что это Бог. Так говорит Святое письмо: Любовь — это есть Бог. Кто в любви, тот и с Богом. Желаю, чтобы мы сами себя побуждали жить благочестиво, по-христиански. Желаю той радости, которая снова и снова приходит в сердце наше с Воскресением Христовым. И пусть милосердный Господь дает всем здоровье и спасение!