«Моя машина! Верните мою машину! Куда вы ее забираете?!» — в панике кричала «гламурная» дамочка с маленькой собачкой под мышкой. Выбежав из кафе, она увидела, как ее припаркованый в центре Киева автомобиль неизвестно куда увозят люди в форме. Дамочка уронила собачку и расплакалась, при этом не переставая кричать. Дальше ситуация развивалась следующим образом. Эвакуацию приостановили, даме сунули протокол для ознакомления, «тонко» намекнули, что можно обойтись без штрафплощадки и предложили на месте оплатить штраф в размере около 200 гривен.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ
Аналогичные ситуации жители столицы наблюдают практически каждый день. Обычно на месте эвакуированной машины не оставляют никаких знаков — водитель решает, что его транспортное средство угнали, и обращается в ГАИ. Там ему и сообщают новость, не такую уж грустную по сравнению с угоном. Чаще всего от неправильно припаркованных машин освобождают центральные улицы Киева, которые перегружены автомобилями. Преимущественно «жертвами» становятся представительницы прекрасного пола. Инспектор ГАИ и прибывшие из «Киевдорсервиса» эвакуаторы дожидаются, пока уйдет водитель неправильно припаркованного транспортного средства, и приступают к эвакуации. Перед тем, как отвести машину на штрафплощадку, «санитары улиц» в присутствии понятых составляют протокол, где фиксируют место парковки, а также каждую вмятину и царапину транспортного средства. Стоимость принудительного перемещения транспортных средств напрямую зависит от места эвакуации автомобиля. Так, за каждый пройденный эвакуатором километр придется заплатить 6,26 гривен. Отсчет пути начинается со штрафплощадки «Киевдорсервиса». К этому следует прибавить 17,10 гривен за хранение автомобиля первые сутки, и 10 гривен за каждые последующие. Если же владелец объявится до того, как его автомобиль отправят на штрафплощадку, ему придется оплатить половину стоимости принудительного перемещения. Машину не отдадут до тех пор, пока сотрудником ГАИ не будет составлен админпротокол о нарушении правил дорожного движения. В соответствии с этим документом водитель привлекается к административной ответственности за нарушение правил остановки и стоянки, предусматривающей устное предупреждение или штраф в размере от 3,4 до 8,5 гривен. Решение о мере наказания принимает суд.
Эвакуация машин производится на основании «Правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках в городе Киеве», принятых Киевским горсоветом в сентябре 2002 года. Согласно вышеупомянутым правилам разрешается принудительно перемещать автомобили, припаркованные с нарушением правил стоянки, в случае, если они «…создают угрозу безопасности дорожного движения, движения транспорта и пешеходов, а также мешают выполнению работ по содержанию дорог, зеленых насаждений, зданий и сооружений, расположенных возле дороги». Нарушительница послушно уплатила штраф, не догадываясь, что принудительная эвакуация нынче запрещена. Автомобиль «дамы с собачкой» действительно был припаркован в запрещенном месте, но мера наказания за это полагается совершенно иная.
Законность таких действий вызывает сомнения. Автомобиль — это частная собственность, и никто не может быть лишен права собственности, конфискация имущества возможна только в случаях, установленных законом. Следовательно, какие- либо ограничения права собственности могут быть установлены только законом, но не подзаконными нормативными актами (постановления, распоряжения, приказы и т.п.) и не актами органов местного самоуправления.
Правилами дорожного движения предусмотрена эвакуация и доставка транспортных средств на специальную площадку или стоянку Госавтоинспекции в случаях, предусмотренных законодательством. Чаще всего законно забирают машину на штрафплощадку из-за отсутствия или несоответствия номерных знаков, талона про техосмотр или документации на автомобиль. А нарушение правил стоянки и остановки является административным правонарушением. Следовательно, мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Чаще всего это предупреждение, штраф, который присуждает суд в размере от 4 до 9 гривен, или исправительные работы. Возмездное изъятие и конфискация возможны только по решению суда.
ВОДИТЕЛИ
Эвакуация средств за неправильную парковку является неправомерной, считает глава Всеукраинского общества прав водителей, народный депутат Николай Кравченко: «Как только Киевсовет разрешил забирать неправильно припаркованые машины на штрафплощадку, я инициировал рассмотрение законности такого решения в Генпрокуратуре, — рассказывает Н. Кравченко. — Рассмотрев это дело, она вынесла решение в пользу всех водителей и признала эвакуацию авто неправомерной. Решение Генпрокуратуры автоматически отменяет действие закона Киевсовета. И с середины 2005 года ни одна инстанция не имеет права забирать машину на штрафплощадку за нарушения правил парковки. Я лично столкнулся с такой ситуацией. Машину моей дочери эвакуировали, и через прокуратуру мы не только возместили заплаченный выкуп, но и отсудили немалую сумму за моральный и материальный ущерб. Экспертиза обнаружила царапины на машине после ее эвакуации и простоя на штрафплощадке. За это нам через суд выплатили дополнительную компенсацию».
ИСПОЛНИТЕЛИ
В «Киевдорсервисе» корреспонденту «Дня» сообщили, что ни о каком постановлении Генпрокуратуры не знают и действуют согласно постановлению Кабинета Министров № 341 от 14 апреля 1997 года, где пунктом 10 разрешено принудительное перемещение припаркованных с нарушением правил стоянки и остановки автомобилей. Решение об эвакуации принимает инспектор ГАИ, а «Киевдорсервис» осуществляет ее. Таким образом, в этом месяце было эвакуировано около 800 автомобилей, сообщает www.autocentre.ua со ссылкой на слова директора коммунального предприятия «Киевдорсервис» Василия Стуса. «Принудительным перемещением припаркованных с нарушением правил стоянки и остановки автомобилей коммунальное предприятие «Киевдорсервис» занималось и раньше, — говорит В. Стус, — Но активную работу мы начали, как только киевская госадминистрация предоставила в наше распоряжение пять современных эвакуаторов. До этого времени у нас был всего один автомобиль-эвакуатор. За нарушение правил парковки мы доставляем на штрафплощадку до 800 автомобилей в месяц, тогда как за весь прошлый год их общее количество составило немногим меньше тысячи. Кроме того, новые эвакуаторы технически более совершенны, чем применявшиеся раньше. Новые машины с боковой погрузкой способны забирать автомобили-нарушители с любого места. Кстати, в будущем планируется пополнить парк еще пятью эвакуаторами, чтобы их было хотя бы по одному на район».
Всем незаконно пострадавшим от рук дорожных эвакуаторов можем посоветовать: обращайтесь в суд, органы внутренних дел и прокуратуру, чтобы вернуть деньги и обжаловать действия работников ГАИ. Главное в этой ситуации — занять активную позицию в защите своих прав.
КСТАТИ
«Здесь работает эвакуатор». Такой знак стоит сегодня на площади Рынок во Львове, где запрещено парковаться. Даже автомобилю мэра. Автомобили, владельцы которых будут нарушать это решение, окажутся не на штрафплощадке, как было когда-то, а на специальной площадке для автомобилей, которая расположена на территории вытрезвителя. Чувствуете параллель? Таким образом заставят вытрезвиться владельцев авто, которые решили, что им все позволено.
Необходимо отметить, что решение горисполкома об утверждении «Порядка принудительного перемещения и хранения транспортных средств в г. Львове, оставленных без присмотра и припаркованных с нарушением Правил дорожного движения» было принято еще 20 февраля 2004 года, но тогда воплотить замысел не удалось — владельцы авто бросились к адвокатам и прокуратуре с утверждениями, что автомобили являются их частной собственностью, и... победили. Ведь исполнителем работ назначили ГАИ, которая не имела на это право. Теперь работники милиции только будут составлять протокол, а исполнителем назначено ЛКП «Муніципальна дружина». Но и она не станет «руки марать», а будет заключать соглашения с частным предприятием, у которого есть для этого специальные эвакуаторы. На днях эвакуаторы начали активно работать. Мало того: запланировано для муниципальной дружины в ближайшее время приобрести современный эвакуатор, который будет расчищать центр Львова от непослушных авто. Ведь есть идея не ограничиваться площадью Рынок, а сделать пешеходными еще несколько улиц. Управлению транспортной связи и муниципальной дружине поручено до конца февраля разработать и представить на рассмотрение исполкома новое положение о въезде на пешеходную зону, которой станет чуть ли не весь центр Львова. Однако серьезной статьей дохода в фонд города такая деятельность не станет, цены установлены такие: 50 гривен — минимальная цена штрафа; 110 гривен будут платить за использование эвакуатора; вызов спецавтомобиля и подготовка к транспортировке — 55 гривен; загрузка-разгрузка и принудительное перемещение — 35 гривен за каждый километр (от площади Рынок к вытрезвителю — 5 километров) и 53 гривны будут стоить каждые сутки хранения на площадке.
Проблема загруженности города автомобилями и сложность парковки во Львове стоит очень остро. Автомобили уже давно ставят на тротуарах, а пешеходам приходится ходить по проезжей части. Я не говорю уже об инвалидах, в частности незрячих, которые в общем побаиваются выходить на улицу. Им сложно различить, где тротуар, а где теперь — проезжая часть. Поэтому есть намерение строить во Львове несколько подземных паркингов, что значительно улучшит ситуацию, но по мнению трезвомыслящих, это не будет делом скорого времени.