Продлением контракта Олега Блохина на посту тренера сборной Украины по футболу началась его общая с председателем ФФУ Григорием Суркисом пресс-конференция в Доме футбола. Отныне Блохин будет тренировать украинскую дружину не до окончания Евро-2012, как предполагалось ранее, а до завершения чемпионата мира в 2014 году в Бразилии. Главной задачей, поставленной перед Блохиным, является выход из группы. Сборная Украины, выступающая в группе D, начнет чемпионат 11 июня против сборной Швеции. «А дальше — кубковые игры на вылет, как получится. Главное — не повторить путь молодежной сборной, ее ошибки, когда ее зачислили в победители еще до турнира, но в результате команда не вышла даже из группы», — отметил Блохин. Тренер также добавил, что на всех лежит «колоссальная ответственность», ведь сборная играет дома.
Больше часа около сотни журналистов «допрашивали» Суркиса и Блохина. Однако они держались как партизаны на допросе. Так и не пролили свет на некоторые интересные, а временами «скользкие» моменты. В частности, до сих пор неизвестно, какими будут премиальные украинских футболистов в случае успешного выступления. После пресс-конференции Блохин и вовсе отказался от каких-либо эксклюзивных блиц-интервью и комментариев. Суеверие? А вот президент Федерации футбола Украины Григорий СУРКИС оказался более открытым. В эксклюзивном блиц-интервью «Дню» он рассказал о том, что его больше всего беспокоит в канун Евро-2012.
— Григорий Михайлович, вы так уверенно во время пресс-конференции заявили о том, что политику должны комментировать политики, а ФФУ, организационному комитету УЕФА и вам в частности нужно лишь работать над организацией чемпионата. Но не обижает ли вас лично, что вокруг ЧЕ в Укриине сегодня развелось столько информационного болота? Возможно, вам тоже стоит присоединиться к его расчистке?
— Безусловно, обижает. Страна, сделавшая во время экономического кризиса столько инвестиций в инфраструктурные проекты, не заслуживает такого. Кстати, об инвестициях. Наше государство же совсем не ожидало, что именно ему нужно будет брать почти все инвестиционное бремя проекта Евро-2012 на себя. В 2007 году, когда мы завоевали право на проведение ЧЕ-2012, государство рассчитывало на свою инвестиционную привлекательность и на средства частных инвесторов. И я убежден, что именно так и было бы, если бы не кризис.
— У вас нет ощущения какой-то спланированной негативной информационной кампании против Украины накануне Евро-2012? Конечно, есть и объективные критические замечания в СМИ, но и очень часто иностранные СМИ грешат далеко не объективной информацией.
— Такие сообщения были на протяжении всех пяти лет. УЕФА в 2007 году сделала довольно неожиданный выбор. Они впервые посмотрели на Восточную Европу, которая до сих пор никогда и никак не была привлечена к европейским финальным турнирам. И, собственно говоря, это был смелый шаг к тому, чтобы понять, что Европа не заканчивается в Вене или Женеве. Конечно, это было неожиданно для большинства европейцев.
Я пять лет занимался вопросом Евро-2012 в Украине, отслеживал развитие событий с момента объявления решения о том, что именно Польша и Украина будут организаторами этого турнира. Вспомните, сколько грязи уже тогда вылилось на всех нас и на страну! Помню, мне позвонил посол Украины в Венгрии Дмитрий Ткач и сообщил, что к нему едут представители центрального телевидения за комментарием, ведь все говорят, что победила украинская мафия, потому что очевидно, что победа должна была быть за Хорватией и Венгрией. Тогда я ему посоветовал, чтобы он сказал журналистам, что если они называют мафией трех президентов (Леха Качиньского, Виктора Ющенко и Леонида Кравчука) и таких всемирно известных и уважаемых спортсменов, как Ирина Шевинская, Олег Блохин, Гжегож Лято, Сергей Бубка, Виталий Кличко, то посол должен быть счастлив от того, что представляет такую «мафию». Он прислушался к моему совету и ответил так венгерским телевизионщикам. Были аплодисменты, и интервью закончилось на первом же вопросе.
Исторически так сложилось, что нашу страну воспринимают как своеобразный плацдарм для апробирования определенных технологий, чтобы можно было говорить: вот посмотрите, как все хорошо в Европе, а как все плохо в Украине. Я не могу уверить, что в Украине все хорошо, но точно могу сказать, что в Европе тоже не все в порядке, однако шумихи такой нет.
Я не думаю, что я должен комментировать каким-то образом то, что говорят политики. Почему? Потому что я сам был много лет в политике и знаю, что есть некоторые грязные вещи, касающиеся именно попыток попиариться на определенном факте.
— То есть когда около трех недель назад в прессе стали появляться сообщения о возможности переноса Евро-2012 из Украины в Испанию или же отсрочки проведения турнира еще на год и тому подобное, вы были на 100% уверены, что ничего такого не произойдет?
— Наверное, я наиболее осведомленный человек, ведь кроме того, что занимаю должность президента Национальной федерации футбола Украины, я еще являюсь членом исполкома УЕФА. И поверьте мне, что очень было бы непросто получить, а потом удержать право на проведение чемпионата, если не осознавать все риски, которые все время нас сопровождали и сопровождают.
Но скажите: был ли Европейский футбольный союз готов организационно, технически за три недели до турнира перенести его на другую территорию! Это невозможно.
Впрочем, УЕФА этого не делает не только потому, что это невозможно. А прежде всего из-за того, что есть определенные принципы, состоящие из солидарности, справедливости, в конце концов, из заинтересованности всех 53 национальных ассоциаций (которые, собственно, образовали УЕФА) в том, чтобы не были нарушены ничьи права, в том числе украинской ассоциации. Ведь мы, украинцы, приложили очень много усилий, чтобы подготовить этот чемпионат. Поэтому мне не хочется комментировать чьи-то мнения или даже заявления о том, что какая-то там страна претендует на проведение Евро-2012. Во-первых, это нереально. А во-вторых, есть же какая-то корпоративная ответственность и этика.
Вот две недели назад в СМИ прозвучало заявление, что президент Испанской футбольной федерации, мой коллега Анхель Мария Вильяр Ильяр сообщил, что он не имеет никаких возражений против того, что если УЕФА решит провести турнир в другой стране, то его примет Испания. Впервые эта новость прозвучала в РИА Новости в России. После этого мне стали звонить журналисты с вопросами, слышал ли я о чем-либо подобном и что все это означает. Конечно, я ответил, что ничего подобного я не слышал. После этого я позвонил господину Ильяру (он, кстати, находился тогда в Варшаве, где совместно с Мартином Калленом (директор по организации чемпионата Европы по футболу 2012 года от УЕФА. — Ред.) проводил семинар среди арбитров, готовящихся к Евро-2012), и спросил, говорил ли он кому-нибудь хоть что-то подобное. На что он меня уверил, что это — абсурд, и вообще, никакого разговора с журналистами у него не было.
— И после вашего телефонного звонка пошло опровержение новости?
— Агентство, распространившее эту информацию, сняло ее с новостного блока.
Когда за две-три недели появляются подобные слухи, нужно руководствоваться при их анализе элементарной логикой. Ведь понятно, что УЕФА, даже если бы и имело планы относительно устранения украинцев из участников или организаторов турнира, просто не могло этого физически сделать. Кроме того, что у нас сейчас в стране такое? Военный конфликт?
— ...Теракты в Днепропетровске, причины которых еще до сих пор не выяснены, как и не найдены виновные в них.
— Теракты, скажу вам откровенно, и в Испании бывают. Я приношу соболезнования всем тем, кто прочувствовал это на себе в Днепропетровске, в Испании или в другой стране.
Вот в 2016 году будет чемпионат Европы во Франции, будут выступать 24 команды. Там разве не бывает иногда каких-то беспорядков?
Сегодня мы можем делать ударение на одном: мы желаем, чтобы этот чемпионат прошел, чтобы люди, которые приедут к нам, убедились, что мы нормальная страна, здесь нормальные люди живут, которые помогут каждому иностранцу, который приедет к нам. Я бы очень хотел, чтобы гости, которые приедут на Евро-2012 к нам, мечтали вернуться в нашу страну еще не один раз. Чтобы они рассказывали об Украине своим родственникам, знакомым.
— В завершение, как член организационного комитета скажите, кто сейчас, за три недели до чемпионата, лучше подготовлен к Евро-2012: Украина или Польша?
— В 2008 году, когда мы открывали стадион в Днепропетровске, такой же вопрос мне задали польские журналисты. Мол, вот вы уже стадионы открываете, а у нас еще нет их. На что я ответил, что у них уже терминалы в аэропортах есть хорошие, а у нас тогда еще не было.
Мы все эти пять лет не соревновались друг с другом, а в рамках соглашений, которые подписывали, пытались выполнить все гарантии и обязательства. И мы должны сказать, что не все удалось. Ни в Польше, ни в Украине не удалось стопроцентно реализовать все те инфраструктурные проекты, которые мы пытались сделать, а, возможно, и гарантировали УЕФА. Но в УЕФА работают нормальные люди. Они понимают, что был кризис. Кроме того, за пять лет даже постоянного труда невозможно преодолеть те барьеры, которые возникали в течение этого времени.
Я буду счастлив, когда 8 июня состоится открытие чемпионата. И ни у кого не будет никаких сомнений, что начало турнира состоялось. А 11 июня — матч Швеция — Украина на украинском поле. И уже никто не станет задавать вопрос, будет чемпионат или не будет. Будет! Обязательно будет.