Европейский выбор Украины — таково название креативного спецкурса для учеников 10-11 классов, который в этом году уже заканчивает третье поколение киевских школьников. Старшеклассники от нового предмета в восторге. Подробности введения такого необычного спецкурса «Дню» рассказал директор школы № 16 Николай Петрович КАРОЛЬ.
— Как родилась идея такого спецкурса?
— Эвроинтеграционный курс внешней политики нашего государства подсказал, что для Украины, в жизни которой все больше места занимают самые разнообразные отношения с ЕС, стало актуальным еще на школьной скамье дать своим гражданам какие-то основополагающие знания о Евросоюзе, так сказать европейскую азбуку. По телевидению и радио, в газетах и Интернете сейчас много пишу про интеграционные процессы Украины. Часто встречается абривиатура ЕС, но мало кто из школьников знает, что она означает. А тем более, что такое Евросоюз и «с чем его едят». Заместитель директора Центра европейского и сравнительного права Министерства юстиции Украины Геннадий Друзенко предложил этот курс, а мы с учениками и родителями согласились стать испытателями.
— Что собой представляет урок «Европейский выбор Украины»?
— Это факультативное занятие, на которое ребенка никто не затягивает силой или принуждением. В первый раз пришло около 30 учеников, и они не пожалели. Ведь форма обучения интерактивная, с использованием компьютерных и мультимедийных технологий. Основной акцент мы делаем на исследовательской работе. Дети ищут информацию и литературу по заданной теме самостоятельно в библиотеках, Интернете. Чаще всего урок проходит в форме игры. Школьники имитируют реальные судебные процессы или заседания Европарламента. Они высказывают свои пути реформирования, решения проблем, дискуссируют на резонансные темы. Так у них развивается ораторское искусство, они включают знание английского, немецкого и французского языков, которые изучают в школе. Они учатся логически мыслить и отстаивать свое мнение, преодолевают языковой барьер. С помощью мультимедийных технологий ученики готовят компьютерные презентации той или иной страны, собирая информацию, они через электронную почту связываются со своими сверстниками за границей.
Потом этот курс перерос в заседания «Евроклуба». Он стал нести более неформальную форму общения. Такое времяпрепровождение стало намного веселее и энергичней. У нас появился даже свой культурный фестиваль. Дети ездят на виртуальные экскурсии странами ЕС.
— Где ученики брали информацию, необходимую для курса?
— Учебника не существовало в природе. Поэтому детям приходилось самим добывать информацию. Они подключали родителей, прочесывали всемирную паутину, помогали учителя истории, географии… За два года, пока читался спецкурс, в нашей школе накопилось море информации, и для тех школ, которые решили в этом году ввести такой спецкурс, уже существует пособие автора и разработчика курса Геннадия Друзенко.
— Каковы результаты эксперимента?
— Детям понравился спецкурс. Они проявили массовую заинтересованность процессом Евроинтеграции. Из 30 учеников, которые приходили в начале, остались все 30, и еще столько же прибавилось. Сложно было быть «первопроходцами», но наработанной за несколько лет информацией и опытом мы желаем поделиться со всеми. Так как сегодня интерес детей к ЕС очень велик, а информацию собрать крайне сложно. Этот спецкурс уже успешно читается в 10 столичных учебных заведениях. А на базе нашей школы уже в этом году откроется научно-методический центр, где каждый сможет получить максимально полную информацию о Европейском Союзе, а коллеги-педагоги смогут перенять основы преподавания курса.
— Какие еще новаторства в сфере образования сейчас апробовывают ваши ученики и педагоги?
— В этом учебном году мы ввели еще несколько экспериментальных курсов. Например, очень интересный и полезный проект деятельного формирования здоровья под названием «Легко ли быть молодым?». Это тоже эксперимент, в рамках которого детям ненавязчиво объясняют преимущества здорового образа жизни. По всей школе проходит неделя здоровья и акция «Равный равному». Ученики 11 класса читают лекции об абортах девятиклассникам, те в свою очередь рассказывают о вреде куренья седьмому классу, семиклассники говорят пятиклашкам о здоровой еде и так до первоклассников.
Еще у нас есть спецкурс, который учит детей терпимости и позитивному мышлению, им руководит практикующий психолог. Дети с удовольствием приходят на занятия со спецкурса «Толерантность». Они понимают, что представители интеллектуальной европейской элиты следующего поколения должны быть сдержанными, терпимыми, всесторонне развитыми образованными и без вредных привычек.