Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фактор риска или панацея?

В Николаеве начинают внедрять заместительную терапию для наркоманов
28 сентября, 2005 - 20:07
ПО ОЦЕНКАМ МВД, КАЖДЫЙ ПЯТИДЕСЯТЫЙ УКРАИНЕЦ — ПОТРЕБИТЕЛЬ НАРКОТИКОВ. ЕЖЕГОДНО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ У НАС УМИРАЕТ 120 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Идею так называемой заместительной терапии в Украине всегда воспринимали с опаской. В первую очередь, отпугивал сам ее принцип — лечить наркоманию наркотиком. Как утверждали многие врачи, по сути, это означает, что мы признаем свою беспомощность. Не убеждал даже опыт Запада и те 200 тысяч американцев и 400 тысяч европейцев, которые сегодня — «клиенты» заместительной терапии. И вот, наконец, решились. Николаев стал третьим городом в Украине (ранее сказали свое «да» Киев и Херсон), где при грантовой поддержке реализуется «заместительный» проект. Местные наркодиспансеры уже отобрали 25 человек — потребителей наркотиков-опиатов. И, как планируется, в ближайшее время они начнут принимать таблетки бупренорфина, который, по утверждениям инициаторов программы, полностью блокирует действие нелегальных наркотиков.

Аргументы приверженцев заместительной терапии выглядят убедительно. Особенно, если учесть, что ежегодно число ВИЧ- инфицированных украинцев увеличивается на 11 тысяч. По мнению экспертов, еще чуть-чуть — и СПИД станет самой серьезной угрозой отечественной экономике. Ведь расходы по лечению ВИЧ (антиретровирусная терапия) возложены на плечи государства, а кроме того, 90% живущих с вирусом иммунодефицита — трудоспособного возраста. В то же время заместительная терапия в силах остановить распространение эпидемии. Наркоман будет получать свою дозу в стерильных условиях больницы. А значит, он уже не рискует заразиться ВИЧ (или заразить другого) инъекционным путем.

Более того, по мнению менеджера медицинских программ международного фонда «Возрождение» Дениса Полтавца, заместительная терапия в силах повлиять на стремительно разрастающийся наркорынок. Его объем по оценкам СБУ, составляет сегодня ни много ни мало — 500 миллионов долларов в год. А прибыль от торговли и дистрибьюции — 300—600%. Если представить, что клиенты наркодиллеров будут получать наркотик в медицинских учреждениях, оборот «черного» рынка уменьшится. Уже не говоря о правонарушениях, на которые идут наркоманы, дабы раздобыть деньги. Для справки: ежегодно в состоянии наркотического опьянения совершается от 10 до 18 тысяч преступлений. По сути, это каждый седьмой зафиксированный незаконный поступок.

Иными словами, лоббисты заместительной терапии не питают иллюзий. По их мнению, цель метадоновых и бупренорфиновых программ, в первую очередь — в снижении вреда и экономии бюджетных средств. Скажем, годичное лечение одного пациента метадоном обходится в 2,5 доллара. В то же время расход на судопроизводство и убытки от незанятости наркомана могут «потянуть» на 40 тысяч долларов. В итоге, каждый вложенный в эти программы доллар экономит $4—7.

Впрочем, не все так просто. Как признался заместитель главного врача Николаевского наркодиспансера Николай Иванов, рекомендации по применению бупренорфина никто так и не получил. Что же касается метадона, то у врачей до сих пор возникают сомнения: зарегистрирован ли в Украине этот препарат. Не очень-то приветствует заместительную терапию и Министерство здравоохранения. Как недавно заявил уже экс-министр Николай Полищук, «наше общество морально не готово к таким программам». И по его мнению, внедрение заместительной терапии вовсе не дает гарантии, что медики перестанут приторговать наркотическими препаратами.

Действительно, — и это далеко не секрет — сегодня некоторые врачи таким способом зарабатывают себе на жизнь. А заместительная терапия может только помочь им вести «бизнес». К слову, в западных странах, активно внедряющих метадоновые и бупренорфиновые программы, именно так и случилось. Во всяком случае, как заявил на одной из международных конференций шведский профессор Т. Халберг, в Австралии, снабдив метадоном 20 героиновых наркоманов, фармацевт может заработать 40 тысяч долларов в год. По его мнению, за информацией о заместительной терапии стоит огромная финансовая сила. А производители метадона и бупринорфина контролируют большую часть исследований в этой сфере.

Впрочем, спор о заместительной терапии, вряд ли в ближайшее время утихнет. Сторонников заместительной терапии продолжают методично обвинять в пособничестве фармацевтическим компаниям — производителям метадона и бупренорфина. А противников программ — в тесном сотрудничестве с наркодельцами. Так или иначе, но бупренорфин, который сегодня «пилотно» употребляют избранные пациенты, — удовольствие довольно дорогое. На одного пациента в год необходимо потратить 17 тысяч долларов. Если учесть, что опиаты в Украине употребляет 200— 300 тысяч человек, становится очевидно: бюджет на себя такую нагрузку не возьмет. Нынешние проекты рассчитаны на три года. Что будет дальше? На этот вопрос инициаторы пилотных программ пока не отвечают.

СПРАВКА «Дня»

Заместительная терапия — вид лечения опиоидной зависимости, при котором используются вещества, воздействующие на мозг, подобно героину или морфину. Это, по мнению сторонников заместительной терапии, позволяет предупредить развитие абстинентного синдрома и блокировать тягу к нелегальным наркотикам.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ