Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феномен Богданы ФИЛЬЦ

3 января, 2003 - 00:00

«Концертные вечера, где звучат произведения Богданы Фильц, постоянно собирают «свою» многочисленную публику, и проходят в особенно теплой, сердечной атмосфере. На них происходит то, что, по-видимому, наиболее ценно в композиторской деятельности, — тесный контакт со слушателями, глубокое эмоциональное сопереживание», — сказала в своей книге, посвященной творчеству композитора, извес тный музыковед Мария Загайкевич. И действительно, даже прозвучав в водовороте фестивальных премьер, произведения Фильц подсознательно запоминаются, потому что оставляют в душе отпечаток природной, просветленной, «классической» гармоничности. В ее музыке привлекает не только глубина чувств, эмоциональное тепло, но и какое-то «простое совершенство», отсутствие надуманного или искусственного. И даже мастерство и изысканность композиторской техники, всегда отличающие написанные произведения, воспринимается также как простое, понятное и необходимое условие — иначе просто невозможно выразить этот яркий, иногда радостный, иногда трагический, но всегда одухотворенно-прекрасный мир музыки Богданы Фильц.

Судьба этой женщины складывалась непросто. Родившаяся в одной из известных интеллигентных семей Галичины (отец — адвокат, активный деятель «Просвіти», инициатор создания многих культурно-творческих заведений в Яворове, мать — закончила философский факультет, к тому же хорошая пианистка), Богдана рано потеряла родителей вследствие сталинских репрессий 1939-го года. Круглой сиротой Богдана вместе с сестрами в 1945 году оказалась во Львове. Но заложенные с детства тяга к знаниям и любовь к прекрасному, забота семьи снова вернули ее к занятиям музыкой. Начали появляться и первые собственные произведения.

Творческое формирование композитора неразрывно связано с двумя культурными столицами Украины — Львовом и Киевом. Во Львове — учеба в консерватории, общение с выдающимися музыкантами Западной Украины — Ст. Людкевичем, В. Барвинским. В Киеве — аспирантура под руководством Л. Н. Ревуцкого, научная работа в отделе музыковедения Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского.

Сейчас Богдана Фильц, отметившая свой 70-тилетний юбилей, член Союза композиторов Украины, заслуженный деятель искусств, лауреат премии им. Н. Лысенко и пожизненный стипендиат фонда интеллектуального сотрудничества «Украина ХХI века». Но главное достижение — это любовь и признание слушателей, уважение со стороны коллег-музыкантов. Об этом свидетельствует даже то, что юбилейные концерты композитора, прошедшие довольно широко — в Киеве, Львове, других городах Украины и Польши, были организованы не по собственной инициативе Богданы, а предложены ее почитателями.

Так, например, по инициативе художественного руководителя литературно-художественной гостиной музея «Київська фортеця» Тамары Коваль, прошел концерт из произведений Б. Фильц в романтическом каминном зале этого музея. Певица Тамара Коваль и ее муж, солист Национальной оперы Украины Николай Коваль — большие почитатели и пропагандисты вокального творчества композитора, которое состоит из песен и романсов, в том числе на слова известных украинских мастеров слова — А. Олеся, В. Сосюры, М. Рыльского, Дм. Павлычко. Романсы Б. Фильц в репертуаре не только самой Тамары, но и ее учеников — студентов вокального отделения музыкального училища им. Р. М. Глиэра.

Другая стихия, в которой ярко раскрылась одаренность композитора, — хоровая музыка. Давний исполнитель произведений Б. Фильц — хор «Крещатик». Его руководитель Лариса Бухонская относится к музыке Богданы с большой увлеченностью, и даже считает своеобразным талисманом коллектива, ведь именно с нее началось самое первое концертное выступление «Крещатика». Возвышенным и вдохновенным было исполнение духовных произведений «Преславная дева, Богородица», «Достойно есть», хоровых произведений на слова П. Тычины и В. Сосюры на концерте в «Київській фортеці», а также на большом концерте, состоявшемся 16 декабря в зале Национальной филармонии Украины.

Редкий талант, которым обладает Богдана Фильц, — создание музыки для детей. На концерте в филармонии детская хоровая музыка была ярко представлена хором Национальной радиокомпании Украины (рук. — Т. Копылова) и хором «Киевский кантус» музыкальной школы им. Л. Ревуцкого (рук. — Э. Виноградова). В концерте также прозвучала и инструментальная музыка в исполнении блестящих львовских музыкантов — юной ученицы школы-интерната им. С. Крушельницкой Иванны Гусар (скрипка), и Оксаны Рапиты (фортепиано), которая исполнила произведения «Шесть узоров» и концерт для фортепиано с оркестром в сопровождении Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины (дирижер — В. Здоренко).

Выступления всех музыкантов отличались мастерством и вдохновенной эмоциональностью, навеянной восприятием музыки талантливого художника и человека благородной и искренней души Богданы Фильц.

Оксана ЛЕТИЧЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ