Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Феномен веры

15 августа, 2003 - 00:00

Недавно в одной из программ Владимира Познера («Первый канал», Россия) собрались представители российской интеллигенции для обсуждения будущих парламентских выборов и популярности партий. И хотя в своей творческой деятельности они достаточно яркие оппозиционеры (например, песенное творчество барда Александра Градского), все они в той или иной степени были сторонниками «партии власти». Известная актриса, участница «Последнего героя», высказалась так: «Я им верю, там собрались все хорошие люди».

Я давно задумываюсь над феноменом веры и это признание стало каплей, заставившей окончательно оформить свои размышления. Вообще в языке любого народа используются слова, имеющие многозначительные оттенки. Когда мы используем слово «вера», психологически ощущаем определенный положительный оттенок. Но мы не задумываемся почему это так. На самом деле есть два, почти противоположных значения этого слова и если их не различать, возникает огромная путаница.

В первую очередь, мы связываем веру как религиозное понятие, то есть веру в Бога. Эта вера не требует каких-то знаний, она или есть, или же ее нет. И для верующего человека это является укреплением его позиции в жизни, уверенности, что он делает правильно, по велению Бога. Эта вера дает силу и непоколебимость.

Но слово «вера» мы используем и на бытовом уровне. «Вы верите, что господин N хороший человек?» Я не верю, но оказалось, что это действительно так. Таким образом речь идет о совсем другом понятии, которое я предлагаю определить так: «Вера — это прогнозирование будущего при недостаточной информации». То есть, если бы у меня было больше информации или знаний по определенному предмету, мне не нужно верить, я буду четко знать, что произойдет.

Смешивание этих понятий дезориентирует человека. Ведь вера в партию, определенное движение, социальную структуру не является тождественной вере в Бога, хотя очень часто харизма божественной веры используется для укрепления позиций бытовых явлений. Следовательно, вместо веры в эти структуры лучше иметь больше информации о деятельности, конкретные мероприятия, собственные интересы и тому подобное. Чем больше у нас будет знаний о каком-то предмете или явлении, тем меньше будет необходимость обращаться к понятию веры.

Валентин БОНДАРЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ