Сегодня ректор Национального педагогического университета им. Н. П. Драгоманова, академик АПН Украины, доктор философских наук Виктор Петрович Андрущенко отмечает юбилей. За годы руководства университетом он основал здесь ряд новых специальностей, модернизировал само содержание подготовки будущих педагогов, укрепил материально-техническую базу. Также значительно расширились международные связи университета, реализовано несколько инновационных образовательных проектов, в частности широко известная за пределами Украины «Электронная педагогика». Под руководством В. Андрущенко коллектив университета разработал современную систему поиска и привлечения талантливой молодежи в вузы. На высоком уровне в НПУ им. Н.П. Драгоманова функционируют и постоянно развиваются более 40 научно-педагогических и профессиональных школ по многим направлениям. А еще Виктор Петрович — родоначальник нового научного направления — философии образования.
— Виктор Петрович, что для вас означает быть ректором ведущего педагогического университета?
— Должность ректора обуславливает другой ритм и стиль жизни. Новые обязанности, сферы деятельности, ответственность. И все это — под бдительным взглядом преподавателей, студентов и общественности. Сегодня НПУ им. Н.П. Драгоманова утвердился как научный и образовательный центр современного высшего педагогического образования Украины. Но перед коллективом университета стоит амбициозная задача: в ближайшие 7—10 лет утвердиться в качестве ведущего педагогического учебного заведения европейского пространства. Осуществить это непросто. Однако возможно, потому что у нас есть самый лучший научно-педагогический потенциал, соответствующие научные школы, а главное — талантливые студенты. 2008 год стал годом существенного приближения к достижению поставленной цели. Наши преподаватели обеспечивают высокий уровень образования, благодаря чему диплом Драгомановского университета является конвертированным и признается во всех странах, с которыми Украина подписала Лиссабонскую конвенцию. Многие наши выпускники, работая за границей, стремятся сделать свой вклад в научный потенциал Украины. Именно это я называю государственностью.
— Каких успехов удалось достичь в плане перехода к Болонской системе?
— Мы наращиваем научные мощности университета, внедряем кредитно-модульную систему, академическую мобильность, языковые стратегии, новейшие педагогические технологии. Несомненным успехом университета является реализация первого в Украине проекта «Электронная педагогика». Эпоха информационной революции требует научить каждого пользоваться компьютером, входить в интернет, работать с новейшими электронными технологиями. В 2007 году в университете был открыт Центр внедрения электронного обучения. Серьезным достижением университета является введение постоянного мониторинга качества учебной деятельности студентов. В европейском пространстве большая наука в основном концентрируется вокруг университетов. Подобная норма имеет серьезные преимущества, потому что талантливая молодежь получает возможность учиться под руководством известных ученых. Но вхождение в Болонский процесс — не самоцель, потому что украинское образование должно сохранить свою идентичность, остаться именно украинским.
— Каковы перспективы трудоустройства будущих педагогических кадров, которые готовит университет? Какое количество выпускников идет работать по специальности?
— На так называемые классические учительские специальности, которые предлагает Драгомановский университет, на прошлой вступительной кампании был высокий конкурс: на каждое место на факультет иностранной филологии претендовало 20 абитуриентов. Однако, понятно, что большинство из них не стремится вернуться с дипломом о высшем образовании в общеобразовательную школу. Рост престижа педагога — важная государственная задача. Говоря о молодом учителе, мы сразу вспоминаем жилищные проблемы, мизерную зарплату, колоссальную нагрузку. Именно поэтому 40—50% выпускников университета не работают учителями. Учителя нужно поддержать, потому что человек, формирующий духовный и моральный облик нашего будущего, должен жить цивилизовано, иметь условия для развития и совершенствования. Что касается трудоустройства, то на выпускников Драгомановского университета просто охотятся работодатели. У нас, например, есть одно из направлений — коррекционная педагогика — для людей с недостатками зрения, слуха и тому подобное. Выпускники НПУ им. Н.П. Драгоманова сегодня работают в высших школах США, Канады, Голландии. Наши специалисты являются высококвалифицированными и настоящими профессионалами своего дела.
— Каким специальностям отдают предпочтение современные требовательные абитуриенты?
— Казалось бы странно, но большинство абитуриентов педагогического вуза привлекают не традиционные педагогические специальности, а именно новые направления. Скажем, на вступительной кампании 2008 года на одно студенческое место по специальности «туризм» претендовало 10 абитуриентов, на «экологию» — еще больше. А профессию учителя стремились получить в три-пять раз меньше человек. Это очень плохо, потому что детсады и школы — наиболее ответственная сфера в системе обучения и воспитания. Там должны работать самые квалифицированные люди.
— Насколько в вашем заведении развита система международного сотрудничества и обмена студентами?
— За последние пять лет НПУ им. Н.П. Драгоманова подписал соглашения о сотрудничестве с 78 университетами, среди которых ведущие высшие школы США, Канады, Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии и т.д.. Недавно Лиссабонский университет (Португалия) выбрал именно НПУ им. Н.П. Драгоманова из числа ведущих вузов Украины для сотрудничества в основании Курса Славянских студий. Около 400 студентов имеют возможность выехать за границу. Для сравнения: если в 2005 году в университете было семь международных проектов, в 2006 году — 11, то в течение 2007 года представители нашего учебного заведения принимали участие уже в 20-ти международных образовательных организациях, программах и грантах. Также за последние годы динамика приема иностранных студентов постоянно растет. Если в 2004 году в университете училось 52 иностранных студента и аспиранта, то в 2008 году — более 200 человек из 26 стран мира.
— И в завершение — о перспективных планах университета.
— В Украине осуществляется широкоформатная образовательная реформа, вводится Национальная доктрина развития образования ХХІ века. Последнее в полной мере касается и педагогического образования. Поэтому наша первая и главная задача — подготовка конкурентоспособного учителя, адаптированного к рыночным и демократическим преобразованиям. В университете и далее будет осуществляться подготовка специалистов по новым направлениям и специальностям. Новый учитель должен быть психологом, социальным работником, организатором воспитательной работы в коллективе, знать основы права, маркетинга и менеджмента. Продлится налаживание сотрудничества с ведущими педагогическими школами СНГ, Европы и мира. Мы должны выигрывать и использовать международные гранты, обмениваться преподавателями и студентами, проводить международные научные конференции, издавать научную продукцию. Национальный педагогический университет имени Н.П. Драгоманова сегодня и несколько лет назад, как говорится, — две большие разницы. Сейчас этот украинский ВУЗ хорошо знают в более чем полусотне стран мира. Количество студентов-драгомановцев за десятилетие выросло с 7—10 тысяч до 35 тысяч; на смену 11 факультетам пришли 17 институтов, сегодня университет имеет 35 центров довузовской подготовки во всех уголках Украины, а также филиалы в Международном детском лагере «Артек», Евпатории, Лубнах и даже за границей — в Праге. За пять лет преподавательский состав увеличился вдвое — сегодня в университете работают 1600 преподавателей, в частности более 200 докторов и 530 кандидатов наук. Значительно окрепла аспирантура и докторантура, открылись новые специализированные ученые советы, на которых ежегодно защищают диссертации около 130 кандидатов и 40 докторов наук со всей Украины. Поэтому Драгомановский университет есть и будет на подъеме.