Сегодня мы будем говорить с людьми, которые избрали профессию по зову сердца. И стала нею... философия. Что мы вообще знаем об этой науке и зачем ее нужно изучать? Отвечают преподаватели Киевского национального университета имени Тараса Шевченко: кандидат философских наук, ассистент кафедры истории философии Татьяна ТРУШ и Михаил БОЙЧЕНКО — доктор философских наук, профессор кафедры Теоретической и практической философии. Этот разговор — не только для людей, которые хотят получить философское образование, однако боятся проиграть в жизни и заниматься не тем, и он — не только потому, что не так давно философию отменили как обязательный предмет на непрофильных факультетах. Она — для всех. А впрочем, читайте и делайте выводы сами.
«ФИЛОСОФИЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДИСГАРМОНИЮ, ПЫТАТЬСЯ ЭТО КАК-ТО ИСПРАВИТЬ ИЛИ ХОТЯ БЫ ОБЪЯСНИТЬ»
— Что лично вам дало философское образование?
Татьяна ТРУШ: — Я думаю, что без философского образования вообще невозможно разностороннее становление человека. Считаю, что философия — должна быть образованием номер один. Например, у нас недавно отменили философию как предмет в других университетах на непрофильных факультетах, хоть раньше она читалась везде. Это большой недостаток, ведь философское образование дает осведомленность в культуре, религии, политике и не только. Соответственно, это влияет и на формирование качеств тех людей, которые планируют руководить государством. Это основа коммуникации с людьми, понимания, анализа и поиска источников знаний. Без этого типа образования невозможно!
Михаил БОЙЧЕНКО: — Философское образование развило во мне способность к концептуальному мышлению. Ловлю себя на мысли, что чем бы ни занимался: то ли в быту, то ли на досуге — везде ищу философские смыслы, которые являются причиной тех или других событий, процессов, объясняют логику того, что происходит. Не всегда ты воспринимаешь каждое явление, ведь мы не все гениальны. Однако часто при концентрации внимания возникает ощущение, что пока не найдешь тот смысл — будет какое-то беспокойство. У тебя банально другое восприятие мира — вот, что дает такой тип образования.
— Почему философия — это современная наука, которая нужна обществу?
Т. Т.: — Если рассматривать философию со стороны предмета, который, прежде всего, заставляет человека мыслить и познавать, соответственно, философия не может быть несовременной. Несовременный и человек, который говорит такие вещи. Это то, что запускает процесс познания, мышления. Если вы это осознали — всегда будете читать, узнавать что-то новое, ходить на разные мероприятия, посещать театры — все это в комплексе будет давать вам почву для того, чтобы мыслить, задавать вопросы, интересоваться, предметно общаться. Здесь без философии никак.
М. Б.: — По моему мнению, если философия развивает способность к концептуальному мышлению — она нужна всем. Если говорить о узко философском образовании, то это для кого-то может стать и проклятием. Потому что человек хочет жить спокойно, беззаботно. А философия заставляет волноваться, обращать внимание на противоречия, дисгармонию, пытаться это как-то исправить или хотя бы объяснить. Если не выйти из кризиса — то хотя бы прояснить для себя, знакомых, общества. Пока не найдешь выхода — будешь чувствовать обеспокоенность. Даже Гегель писал, что это постоянное ощущение тревоги, от которой ты не можешь избавиться. Это действительно какое-то состояние, в которое человек входит неслучайно, а сам себя сознательно готовит, и впоследствии уже лишиться этого не может. Я даже шучу иногда, что есть люди, которые идут на работу, потом приходят и отдыхают, а у философа голова работает круглосуточно.
«ЕСТЬ ДАЖЕ ТАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ дЕТЕЙ»
— Имеет ли молодежь, в частности школьники, абитуриенты достаточное представление о том, что такое философия?
Т. Т.: — Я слышала о таком предмете, как «Человек и мир», который должны преподавать в школах. В соответствии с моим опытом, у школьников или вообще не затрагивается вопрос о философии, или это замещается предметом общеобразовательного образца, который просто не интересен. Ученики посещают его, потому что нужно, или для получения баллов. По моему мнению, если бы читалась адаптированная к школе философия, то: во-первых, мы имели бы студентов, которые приходят в университет подготовленными на другом уровне, во-вторых — это расширяло бы их мировоззрение, и они бы более сознательными были и в выборе профессий, и в подходе к политике, больше интересовались собственной жизнью вообще. Это было бы классно. Я не считаю, что философия — предмет для последних классов школы. В мире существует много интересных зарисовок, как можно преподавать это с увлечением в младших классах. У нас нет неумных учеников, каждый может раскрыть определенные вопросы по-разному и глубоко. Философское образование расширяет сам процесс мышления каждого человека. Для школы это было бы прекрасно, ведь философия лежит в основе любой науки вообще.
М. Б.: — Конечно, никто не имеет достаточного представления об этой науке. Пока не начнешь плыть — не поймешь, что это такое. С другой стороны, в мире существует немного больше философской литературы, что рассчитана именно на детей. Есть даже такое направление — философия для детей. У нас только недавно начали его исследовать и разрабатывать. Знакомство с философией во многих странах предусмотрено еще с младшей школы. Существуют философские сказки — из чего, собственно, начинается «знакомство». «Там за синими горами», или «Мир Софии» — прекрасная книга для подросткового возраста. Недавно только был перевод книжки-переписки Гесле совместно с Норой К., девочка не захотела свою фамилию назвать. И вот, они прочитали «Мир Софии», но у них возникли уже собственные идеи, решения. И как Гесле ставит загадки для этой девочки, так и девочка вынуждает Гесле попотеть над ответом. Потому что девочка спрашивает о том, о чем взрослые философы даже не задумываются. Поэтому, действительно, где-то и в школе нужно это воплощать, а вообще должна быть общая общественная культура изучения философии. Это же не просто озабоченность какими-то проблемами мира. Прежде всего, философия — ощущение свободы. Когда ты создаешь определенный концепт самостоятельно — ты чувствуешь себя сотворцом этого мира. Это фантастическое ощущение. Поэтому, невзирая на большой груз философского знания и призвания, существует еще и большое наслаждение.
«ДЛЯ ПОЛИТОЛОГОВ, ПОЛИТИКОВ — ЭТО ПРОСТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ»
— Почему вы могли бы посоветовать поступать на философский факультет?
Т. Т.: — По моему мнению, философское образование должен иметь каждый человек. Понятно, что для политологов, политиков это просто обязательный предмет. Если человек знает философию, он понимает, откуда исходят политические учения, понимает структуру государства и каким образом государство функционирует. Пусть это и мечта философа — иметь руководителей государства, которые следуют моральным принципам, придерживаются законов, и, самое главное знают их. Тогда будем иметь само правление совсем другого качества, тогда и подход к образованию изменится. Мы будем более прогрессивны. Тем более, сами украинцы имеют очень большой внутренний потенциал. По моим наблюдениям — это уникальная нация. Она может выйти из тупика, иметь специфический вывих мысли, очень интересные идеи. Если это поддерживать, мы можем быть передовым государством в мире, я более чем уверена в этом. Просто нужно качественное философское образование. Это мотивация для того, чтобы человек стал личностью, вышел из серой массы.
М. Б.: — На философский должны поступать те, кому все дается очень легко. Мне в школе всегда было просто, например. Поэтому я искал определенных вызовов. Философия — наука, которая будет даваться трудно любому человеку. Это требует не просто знаний, а опыта. И пока ты его не получишь — не сможешь стать философом. Дети могут легко ставить философские вопросы, а ответы на них иногда приходится искать всю жизнь. Те люди, которые ищут для себя сложных, настоящих задач, хотят принять самый серьезный вызов в жизни — для них это сознательно и по-настоящему. Хотя многим кажется, что если не имеешь способностей, то вот, эти философы, они обо всем говорят — это, вероятно, легче всего, в действительности эта профессия — самая тяжелая сфера. Для самых сильных, умных и смелых.
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.
«ФИЛОСОФСКИЙ? Я ВАС БЕРУ!»
— Бытует такое мнение, что человек, который имеет философское образование, занимается впоследствии исключительно научной работой и преподаванием. Учитывая ваш опыт, кем работает философ?
Т. Т.: — Знаю много примеров людей, которые учились на философском факультете и не стали преподавателями или научными работниками. Однако они стали полезными в программировании, например, или осуществили себя в правоведении. Были, напротив, люди, которые приходили из правоведения и понимали, — без философского образования из них не будет настоящих юристов, и таких людей было много. Знаю людей, которые сделали свой бизнес: одни впоследствии пришли к философии, а другие из философов стали бизнесменами. У меня был пример, когда одна женщина, учась на философском факультете, пришла устраиваться на работу, и директор компании сказал: «Философский? Я вас беру!» Те люди, которые понимают, что такое философское образование, ставят это в приоритет. Ведь люди с подобным образованием могут мыслить нестандартно, показывать неординарные решения, а таких людей ценит современный мир.
М. Б.: — Я встречаю среди наших выпускников многих на «Фейсбуке». Очень много, кто попадает в рекламу, в менеджмент. Не только в Украине, но и по всему миру. Встречаю их на должностях, которые требуют креативного мышления, необычных подходов, смелости, опять же. Там, где нужно умение бескомпромиссно подойти к решению вопроса, критическое мышление применить. К тому же оставаться человеком, быть внимательным не только к большим проблемам, но и к каждой личности. Поэтому, вероятно, как говорил Платон, из философов выходят самые лучшие руководители. Философ может стать полезным человеком для общества. А по Сковороде: «Если ты полезный человек — тебя всегда вознаградят». Поэтому, как по мне, не проигрывает тот, кто пойдет учиться на философский факультет. Не только в Украине, но и в мире большая доля топ-менеджеров с философским образованием. С древних времен, Греции, Рима — самые богатые люди, с наивысшими должностями, специально приглашали к себе философов как своих советников и учителей. В настоящее время почти даром можем изучать эту науку, потому прекрасные времена наступили, скажу я вам, главное — это осознать.