В школах скоро исчезнут учителя физики. Старшее поколение постепенно уходит на пенсию, а молодежь не приходит на замену. Потому что негде его и взять. К примеру, в Черкасском национальном университете в этом году набрали 24 студента на три специальности, связанные с физикой, в частности, и преподаванием физики в школах. Соответственно, в школах кадровый голод на учителей-предметников будет через лет пять-шесть, о нем говорят директора образовательных учреждений и сейчас. Для дополнения картины, насколько в фаворе, так сказать, молодые именно естествоведческие дисциплины, стоит взглянуть на итоги вступительной кампании. В топ-перечне специальностей, на которые делали ставки абитуриенты, — филология, право, менеджмент, компьютерные науки, журналистика, психология...
Об упадке физической науки в школах говорят не первый год. В 2017 году после провала внешнего независимого оценивания по физике общество стояло на ушах, что надо с этим срочно что-то делать. Свои письма с советами готовили преподаватели высших учебных заведений, академики НАН, в МОН просматривали учебную программу по физике, а воз и ныне там. Предметом интересуются единицы, учителей в школах не стало, а о глобальных изменениях в изучении естественных дисциплин пока не идет речь.
КАДРОВЫЙ И ЛАБОРАТОРНЫЙ «ГОЛОД»
К слову, министр образования и науки Сергей Шкарлет после нынешней кампании ВНО напоминал: «Физика, математика, химия, биология у нас десятки лет отстают по успеваемости среди дисциплин. Чтобы улучшить ситуацию, в 2020 году правительство определило приоритет развития естественно-математического образования, чтобы оно сопровождало всю жизнь, начиная с дошкольного возраста, внедрение STEM-кабинетов (внедрение курсов или программ обучения с применением математических знаний и научных понятий, которые готовят учащихся к образованию после школы и успешному трудоустройству)». Однако создание STEM-кабинетов еще не получило финансирования. Есть только утвержденный МОН перечень оборудования, который должен у них быть.
И это свидетельствует о приоритетности изучения физики школьниками для государства в целом. Сейчас школы должны сами нарабатывать стратегию преподавания этого предмета и придумывать стимулы для учащихся. Наверху якобы есть понимание, что без физики, химии, математики в мире глобализации и инноваций Украине будет сложно, в частности, бизнесу, но внизу творится невесть что.
Случайно попались на глаза методические рекомендации Миргородского городского совета по изучению физики и астрономии, правда, касаются они прошлого учебного года. Но суть не в этом. Методисты советовали начать обучение с повторения пройденного материала и среза знаний, фактически признавая пробелы в изучении предмета: «Планируя повторение, следует учесть, что часть лабораторных, практических работ и т.п., предусмотренных учебными программами, учащиеся выполняли во время карантина на дистанционном обучении. Поэтому при повторении целесообразно выделить учебное время для проведения таких работ с целью формирования соответствующих практических навыков».
Поскольку физика в школе — это не только теория, но и лабораторные работы, то последняя часть при дистанционном обучении выпала. На замену приходили видеуроки, которые учителям советовали создать самостоятельно, или же можно было воспользоваться готовыми материалами на тематических онлайн-ресурсах.
А теперь ключевое. Представим, дистанционка — в прошлом. Есть учебные программы по физике, которые предусматривают определенный набор экспериментов и лабораторных работ. «Вместе с тем учитель, учитывая материальную базу физического кабинета учебного заведения, может заменять отдельные работы равноценными, использовать различные варианты проведения их (в том числе виртуальную демонстрацию физического опыта), дополнять этот перечень другими опытами или кратковременными экспериментальными задачами, объединять несколько работ в одну в зависимости от выбранного плана изучения определенной темы», — говорится в методичке Миргородского горсовета. То есть учить физику ученики могут на основе того, что есть в школьной лаборатории и придумает учитель при отсутствии определенного оборудования.
НЕОЦЕНИМЫЙ УСПЕХ
Поэтому нехватка кадров, современных школьных лабораторий для изучения физики — это одна сторона медали. С обратной стороны — успехи наших учителей и их воспитанников на разных конкурсах по физике. Это, скорее, исключение из общего правила, но оно есть. Только о нем мало кто знает, особенно на высоком уровне. Недавно академик НАН Украины Вадим ЛОКТЕВ обратился с письмом к Президенту Украины и министру культуры и информационной политики фактически с призывом к государственного продвижения успехов украинцев в области физики.
«...Мое письмо к Вам, копию которого я также направляю министру культуры и информационной политики Александру Владиславовичу Ткаченко, пока порождено тем, что, особенно на фоне освещения Токийской олимпиады, вне поля зрения, не побоюсь сказать, всей страны, осталась очень приятная и, уверен, важная для нее информация о недавней июльской Международной олимпиаде по физике, участники которой представляли 76 стран, включая США, Германию, КНР, Республика Корея, — пишет Вадим Локтев в своем письме, которое опубликовала газета «Світ» и сайт НАНУ. — Честь Украины защищали: Макар Кузнецов и Владимир Кузьма (оба Львов), Даниил Забильский и Ангелина Морган (из Мариуполя) и Артем Сараев (из Харькова), которые получали знания и на западе, и на востоке Украины. Пусть их было всего пятеро, но никто из них, что, на мой взгляд, очень показательно, не остался без награды, и наша команда была удостоена золотой, серебряной и трех бронзовых медалей. Это яркое свидетельство уровня, на котором Украина и ее школьные учителя-подвижники способны готовить учеников в области серьезных дисциплин...»
Главная наша проблема в несоответствии образования и рынка, спроса и предложения. Выбирая физику, наши выпускники не могут найти себя в будущем, в частности, в своей стране. Где у нас физика? Какой уровень научных достижений? Эксперименты, разработки, изобретения и соответствующий уровень зарплаты? Конечно, в этой плоскости немало вопросов возникает к государству, но и к средствам массовой информации они есть. Почему об интеллектуальных достижениях не говорят в новостях? Почему их не транслируют отдельным блоком после спорта, к примеру? Люди бы получали удовольствие от того, что есть позитивные новости, а сами герои или другие наставники имели бы мотивацию развиваться. Кроме того, их примеры вдохновляли бы других. А так получается, что каждый успех, победа, достижение — это как персональное дело каждого. Даже участие в олимпиадах всеукраинского и международного уровня — это 100% работа на энтузиазме
И правда, победителей школьных или студенческих олимпиад не встречают в аэропорту или на вокзале с цветами. Максимум, кто о них расскажет, это школьно-институтские сайты или местные СМИ с небольшой аудиторией читателей. Возможно, благодарность и восхищение успехами молодых ученых не только от близкого круга людей, но и от общества в целом, могли бы стать стимулом к ??изучению физики в школе, в вузе...
Ибо история от академика снова доказывает, что такие успехи — это исключение из правил или работа вопреки обстоятельствам. Как это сделать?
«МЫ ВКЛАДЫВАЕМ В ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАБОТАТЬ НА ЭКОНОМИКУ ДРУГОЙ СТРАНЫ»
Ольга КОЗЯР, директор КП «Винницкий технический лицей»:
— Проблема с кадрами не нова. Она возникла еще в тот период, когда массово закрывались предприятия, и спрос на инженеров, физиков, математиков резко упал. Я столкнулась с ней, когда работала заместителем директора в предыдущем заведении. Мне пришлось долго искать учителя физики, а когда нашла, то надо было обеспечить его соответствующей нагрузкой, потому что в школе зарплаты небольшие, а физики — это в основном мужчины, которые должны кормить семью.
Сейчас в общеобразовательном учреждении, согласно учебному плану уровня стандарта, физики есть только два часа в неделю в 7-9 классах. В 10-х классах — три часа, в 11-х классах — четыре часа, включая астрономию. Чтобы обеспечить учителя ставкой, надо отдать ему несколько параллелей, а как быть в малокомплектной школе?
Другой вопрос — мотивация к развитию, в частности, курсы повышения квалификации для учителей, которые сводятся к лекциям и решению задач и не отвечают требованиям времени. Хотя физика — это прикладная наука, она вокруг: физические явления есть в химии, географии, основах здоровья, защите Украины (основы медицинских знаний). То есть учитель должен проводить межпредметные интеграции, а это требует немало усилий, чтобы интегрировать свой предмет в жизни. Поэтому, на мой взгляд, курсы повышения квалификации для учителей должны проходить как стажировка на предприятиях, особенно новых, чтобы показать, какая техника в настоящее время используется, или в строительном супермаркете, чтобы на наглядном примере видеть, как работают технологии, какие программные продукты применяются. Если учитель будет это знать, то он будет рассказывать детям, и они станут более прогрессивными.
В нашем заведении, где физика — профильный предмет, учителя пытаются объяснить детям физические явления и процессы на практике. В лицее собраны дети со всего города, лучшие дети, которые мотивированы работать на результат. К счастью, сейчас проблем с кадрами в нашем коллективе нет, но если бы встал вопрос найти физика, то это было бы непросто, потому научить детей, которые хотят учиться, — это еще более высокие требования к компетентности и профессионализму учителя. Поэтому как руководитель берегу и ценю каждого своего учителя. Но сегодня ядро ??учительского коллектива формируют профессиональные работники, кому за 50. Это высокообразованные учителя, имеющие опыт в подготовке детей к олимпиадам, Всеукраинским конкурсам-защитам научно-исследовательских работ учеников-членов МАН Украины, руководители научных проектов, энтузиасты и супергерои своего дела, ученики которых сдают ВНО по физике на 190+ баллов. И если встанет вопрос найти им замену, то я сразу этого сделать не смогу, потому что нет готовых молодых и достойных кадров. Проследите, кто сегодня поступает в педагогические вузы и с какими баллами. Не прошел в Киевский политех или университет Шевченко — пошел в педагогический. Если посмотреть на открытую статистику, то баллы по ВНО детей, поступающих на физмат, нереально низкие. И такая тенденция наблюдается последние 10 лет. Затем эти студенты приходят на практику и отбывают ее формально, потому что работать в школах они не собираются. Во-первых, из-за невысоких зарплат, во-вторых, работать с современными детьми нелегко...
Главная наша проблема в несоответствии образования и рынка, спроса и предложения. Выбирая физику, наши выпускники не могут найти себя в будущем, в частности, в своей стране. Где у нас физика? Какой уровень научных достижений? Эксперименты, разработки, изобретения и соответствующий уровень зарплаты? Конечно, в этой плоскости немало вопросов возникает к государству, но и к средствам массовой информации они есть. Почему об интеллектуальных достижениях не говорят в новостях? Почему их не транслируют отдельным блоком после спорта, к примеру? Люди бы получали удовольствие от того, что есть позитивные новости, а сами герои или другие наставники имели бы мотивацию развиваться. Кроме того, их примеры вдохновляли бы других. А так получается, что каждый успех, победа, достижение — это как персональное дело каждого. Даже участие в олимпиадах всеукраинского и международного уровня — это 100% работа на энтузиазме.
К счастью, в Украине есть фанаты, которые отдают детям душу и знания. Они выращивают стипендиатов, победителей, малых ученых, но, оставляя школу, большинство из них выбирают в лучшем случае IТ-специальность и остаются в Украине, в худшем (для нашей страны) — едут учиться за границу и работают там. То есть мы вкладываем в детей, которые, как бы это ни звучало, будут работать на экономику другой страны. А каким будет развитие нашего государства и нашей науки? Какой-то замкнутый круг получается. Поэтому нехватка кадров — это лишь видимая вершина айсберга, на самом деле эта проблема гораздо глубже и требует системного концептуального решения.
Олеся Шуткевич, Винница, «День»