Множество предвидений фантастов стали реальностью. Подводные лодки, лазерный луч, полет на Луну и даже способность быть невидимым для окружающих сегодня никого не удивляют (так, в роли шапки-невидимки выступают простые кристаллы кальция, имеющие свойство двойного преломления света). А вот о компьютере ни снов, ни фантазий, ни даже каких-нибудь наскальных схем не сохранилось. Просто наступил черед интернет-цивилизации, или, проще говоря, конец света старого и начало новой эпохи в жизни человечества. Конечно, не исключено, что запланированные по этому поводу события в конце 2012 года будут иметь невообразимые формы и последствия. Радость опознания сигналов будущего, ощущение сопричастности цивилизационным переменам уже звучат в театральных звонках, приглашающих к совместному волнению зрителей, драматургов, актеров, режиссеров.
До «истечения времени» по календарю майя осталось совсем немного. Во время солнцестояния зимой 2012 года Солнце впервые за 26 тысяч лет окажется на одной линии с центром Млечного Пути. И что-то очень важное в движении Земли ознаменует «юбилей творения». Плохое юбилеем не назовут, но на маршруте судьбы это всегда значимая точка.
В постановках юбилейного Чеховского года набатная тема его творчества — сокрушительная сила мелкого хамства — уступила в силе звучания призывам к самоощущению личности как значимой и даже державной. Каждый человек — государство со всей полнотой личных прав и ответственности.
Разве не созвучны новые акценты в переосмыслении классики уже очевидным признакам будущего, в котором мы живем?! В Интернете нет границ и нет правительств, но вся полнота человеческой жизнедеятельности уже есть. Уверен, очень скоро не будет правительств и государств (в привычных и безнадежно устаревших формах). Границ-то уже нет в значительной части мира. Воистину, чтобы понять — не надо думать. Наши животы уже давно живут в планетарном многообразии, выбирая то пиццу, то суши, то пахлаву. Образованность человечества и жестокий опыт реальности очень скоро откроют понимание экономики как самодостаточной сущности. И делать вид, что кто-то способен ею управлять, не надо будет. Просто мы научимся понимать ее и находить компромиссы. Также научимся слышать голос и вести уважительный диалог с тем, что мы бестактно называем «неживой природой». Изменится понятие собственности, как бы много ни было пролито крови за утверждение его основополагающих позиций. Разве не ясно, что газ не принадлежит россиянам, чернозем — украинцам, нефть — арабам? Все принадлежит всем, скажем прямо в мировом масштабе.
Гипотеза Ноама Хомского о языковом инстинкте (встроенном в мозг человека знании универсальной грамматики, которое объясняет способность детей обучаться языкам без всяких усилий) возвращает к известной притче о Вавилонской башне. Но тогда, видать, наши предки хотели при помощи примитивной лестницы схватить Господа за бороду и чего-нибудь вытребовать в своекорыстных целях. Возможно, мы, «человеки», созрели для осознания необходимости абсолютного взаимопонимания со всем, в этом мире сущим. Возможно, и откроется нам новое знание и универсальный язык. Хотя, раздумывая о том, что же такое чрезвычайное новый этап цивилизационного развития мог бы предъявить нам, — пугаюсь. А вдруг откроется смысл прихода в эту жизнь, логика рождения и смерти и, наконец, простое понимание, что же такое хорошо и что такое плохо. А вдруг и это будет хорошо? Мы так привыкли к тому, что будущее — обязательно светлое, что легкие тени его в сегодняшнем приносят нам большое огорчение. Нормальные процессы вызывают тревогу. «Миграция и эмиграция — самые актуальные темы XXI столетия, которые живо обсуждаются во всем мире, как в частной среде, так и в обществе. С этими темами плотно связаны и проблемы терроризма — чумы конца ХХ — начала XXI века. Сближение Востока и Запада в контексте глобализации всего мирового сообщества часто приводит к взрывоопасным ситуациям, провоцируя иногда кровопролитные противостояния, вследствие чего появляются потоки беженцев, эмигрантов — людей с искалеченными судьбами. Острой проблемой являются и внутренняя миграция, ментальный терроризм, которые часто реализуются в жизни».
Так декларировался смысл Трехстороннего украино-немецко-канадского художественно-социального проекта «Чужой среди чужих. (Эмиграция и экстремизм в сегодняшнем мире)»; проект реализовывал Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки. Пасьянс из отобранных пьес и спектаклей, не открывая, чем сердце успокоится, акцентировал на том болезненном, что есть в отношениях выходцев из исламского мира, — на примере Германии.
Место действия имеет особое значение. Христианская Германия приняла и продолжает принимать большое количество мусульман и иудеев. В ней, как в новом Иерусалиме, сошлись, может быть, и не всегда вполне религиозные, но представители трех религий, проповедующих монотеизм и берущих свое начало от праотца-патриарха Авраама. В Коране, Торе, Евангелии руководство к истине, по сути, единое.
В 1965 году II Ватиканский собор католической церкви призвал «с уважением относиться к мусульманам, поклоняющимся единому Богу, живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему людям... предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию». А как хороши слова из 5 суры Корана: «Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого...»
Возможно, именно Германия, в том числе и подобными театральными проектами, сформулирует новые и вечные, простые и мудрые пути так остро необходимого взаимоуважения людей, народов, рас. А пока драматурги выписали образы несправедливо обиженных и неадекватно рассерженных арабов. Их угрозы, очевидно, являются ответом на угрозы окружающего мира, но названы они невнятно и сути конфликта не раскрывают. Впрочем, для начала разговора глубокого и содержательного основания есть.
Для актера, режиссера и драматурга Али Джалали поводом для написания пьесы «Босяком, нагишом, с сердцем в руках» стал поджог скинхедами дома, в котором жила турецкая семья. Режиссер Катрин Кацубко и актер Юрий Диц подчеркивают открытость, беззащитность героя спектакля. Да, он не силен в немецком. Старушка, которой он из симпатии помогает, «очень приятно воняет розами». Его не удручает работа подметальщика, хотя он по образованию мог бы рассчитывать на что-то большее. Его радует многоголосие детишек, доносящиеся из окон его маленькой квартиры. Оно же становится причиной поджога.
В прекрасно срежисированой Аллой Рыбиковой (она же — один из моторов всего проекта) читке пьесы Феридуна Заимоглу и Гюнтера Зенкеля «Черные вдовы» звучат монологи, исполненные ненавистью к неверным. В них нет достаточных мотиваций мести, попыток найти оправдания своей ненависти — скорее, установка на смертельное противостояние и оказывается смыслом разжигания истерики.
В футуристической комедии Виктории Никифоровой из России «Будущее покажет» по первому варианту развития событий после третьей мировой войны на всей Земле побеждает радикальный исламизм. Даже звучит пророчество Муаммара Каддафи, что для мирового торжества ислама не нужны войны, если рождаемость исламских и неисламских детей останется на нынешнем уровне.
Уместно вспомнить, что американский астронавт Нил Армстронг через 14 лет после полета на Луну принял ислам, услышав в Каире звуки азана, призывающего верующих к молитве. И заявил, что именно эти звуки он слышал, ступив на поверхность Луны.
К сожалению, философского осмысления реальных проблем, названных в пьесах, мы не увидели, хотя сценическое предание их гласности само по себе уже является серьезным импульсом к общественному беспокойству. А сам Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки в последнее время заметно становится больше чем театром. Чтения современной драматургии, памятные и юбилейные вечера, вовлеченность во все виды деятельности театра в равной мере мастеров и молодежи — все это радует. И дает ощущение молодости духа театра и понимание важности его существования в наши дни, без вдохновляющих и объединяющих город, страну, народ, человечество Идей. Театр (на самом деле) не занимается современностью. Театр занимается вечностью!
По-моему, именно связи дня сегодняшнего с вечностью человеческого бытия пока не хватает, безусловно, смелым, и небезразличным людям, которые облекают в драматургическую форму волнение, носящее не столь глобальный характер и, возможно, поэтому более важное. Сегодня именно нюансы поведения, нетипичные истории, немассовые явления становятся чрезвычайно ценными, ибо в интернет-цивилизации моментально становятся общеизвестными. А значит, опыт разрешения проблем становится полезным не узкому кругу участников, а всем, кто понимает и принимает ответственность, государственность в творении единого потока жизни — из прошлого через настоящее в будущее.