«Если не хочешь лишиться свободного времени и чистого костюма — купи автомобиль» — шутка, до сих пор модная у многих водителей. Беды представителей этой весьма распространенной профессии заключаются не только в том, что время от времени в Украине дорожает топливо, запчасти, да и сами автомобили (учитывая инфляцию гривни), но и то, что украинское государство все более изощряется в своих «изобретениях».
Как заметил «Дню» один киевский водитель, последнее особо впечатляет — с 1 января 2000 года в Украине существенно увеличиваются ставки транспортного налога. Новый денежный сбор водителям предлагают платить по-европейски, исходя из объема цилиндров двигателя, курса евро, помноженного на гривни. Уже сейчас по самым скромным подсчетам можно сказать, что около 70 гривен в госбюджет обязан будет внести водитель малолитражки типа «Запорожец». Его коллега, обладатель престижного «Мерседеса», выложит приблизительно 500 гривен. Придется расщедриться и хозяевам грузовых машин. В частности, с объемом цилиндров двигателя до 8200 они уплатят сумму, зашкаливающую за 300 гривен.
Корреспондент «Дня» попытался выяснить, на что же конкретно пойдут эти деньги и куда они тратились раньше. В столичной пресс-службе ГАИ «Дню» заметили, что водители, конечно, платить не захотят, но придется. В противном случае — без квитанций с отметками сберкассы об уплате налога владелец автомобиля не пройдет техосмотр и, как следствие, не получит разрешения на управление транспортным средством.
«Если бы кто-нибудь подсчитал, сколько получено денег от водителей... наверняка в Украине уже можно было бы построить автобаны, стоянки, места отдыха, не уступающие европейским», — заявили в сердцах нашему корреспонденту в одной из киевских транспортных организаций, посетовав, что расход водительских денег давно стал притчей во языцех, окутанной всевозможными домыслами, и отправили в налоговую.
В Государственной налоговой администрации Украины заявили, что «налоговая занимается не расходной частью, а доходной», и посоветовали обратиться в местный исполком. В столичной госадминистрации, мягко говоря, удивили. В частности, как сообщила первый заместитель начальника финансового управления Киевгоргосадминистрации Валентина Козлова, в соответствии с законом Украины о государственном бюджете на 1999 год статьей 13 установлено, что налоги от владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов... не имеют целевого характера и используются в порядке, утвержденном соответствующим советом. «Таким образом, транспортные налоги отнесены к сумме общих доходов. Их расходуют наравне с другими видами трат», — обобщила первый заместитель начальника финансового управления.
Иными словами, конкретное место дислокации «закромов» дорожного сбора неизвестно. Даже тем, кто этот сбор перераспределяет.
P.S. Отдел «Общество» редакции «Дня» предлагает читателям (в первую очередь, конечно же, владельцам автомобилей) высказать собственные предположения о том, зачем государству нужен транспортный налог и куда оно, государство, должно его потратить. Свои мнения присылайте обычной либо электронной (pravo@core.day.kiev.ua) почтой с пометкой «Дорога».