Попасть на прием к министру образования Грузии Георгию Маргвелашвили оказалось несложно. Моя подруга Нино Кахишвили, журналистка независимого интернет-издания netgazeti.ge, на очередном брифинге министерства образования договорилась о моем интервью с господином министром. И уже через два дня я общалась с ним в его кабинете в здании министерства образования Грузии. Хотелось разузнать об инициативах грузинского министерства, которые можно было бы успешно воплотить в жизнь и в Украине. Так, господин Маргвелашвили считает, что контролировать систему образования должно гражданское общество, но его для начала надо активизировать.
Интересно, что, пока в Украине, по словам председателя комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, проект Основных направлений бюджетной политики на 2014 год исключает прием на обучение специалистов в вузы коммунальной формы собственности за счет бюджетных средств, министерство образования Грузии открывает 15 государственных факультетов с бесплатным обучением. Хотя, в общем, в Грузии высшее образование — платное. Об этом и не только — в разговоре «Дня» с Георгием Маргвелашвили.
— Господин министр, что, по вашему мнению, было сделано хорошего в сфере образования предыдущим министром и министерством образования Грузии в целом? И какие недоработки, на ваш взгляд, имели место?
— Предшественники смогли создать более-менее стабильную регуляционную систему — на уровне законодательства и функционирования министерства. Это плюсы. Негативные аспекты — все это было очень регламентировано и функционировало в режиме командно-административной системы. Это создавало проблемы для развития сфер национального образования и науки. Также все было политизировано. Сейчас главная задача — найти баланс между регуляцией и свободой министерства. Вот этот баланс раньше был явно нарушен.
— А что вы успели сделать за эти полгода, когда стали министром образования Грузии?
— Главным образом мы стараемся децентрализировать систему образования и внести в нее больше свободы, но так, чтобы не разрушить главные регуляционные принципы. Вся система должна функционировать на уровне регуляции команд, но с элементом свободы. Это можно сделать только путем активизации гражданского общества, которое сможет контролировать систему образования.
В этом направлении было сделано несколько шагов. Во-первых, мы начали создавать новую систему управления школами по принципу школьной области с формой менеджмента, которая подразумевает активное участие местной общественности в процессе управления школами. Мы будем пилотировать этот проект и впоследствии внедрять его по всей территории Грузии. Кроме того — мы реформировали систему школьной безопасности, которая до этого походила на некоторые разведывательные структуры министерства образования. Сейчас люди из этой системы не так контролируют дисциплину, как помогают трудным детям подружиться с дисциплиной. Мы уже открыли три психологических центра в Грузии (Тбилиси, Батуми, Кутаиси) для оказания помощи детям с плохой дисциплиной, тем, кто не влился пока в общий поток. Раньше таких детей просто отчисляли из школы, а сейчас мы стараемся строить общество, которое ориентировано на общность, и мы ни в коем случае не стараемся избавиться от кого бы то ни было. Наша задача — вернуть людей в общество. Еще нам удалось повысить зарплату учителям — в среднем на 78 лари (390 гривен. — Ред.). В целом, это повышение составило от 25% до 60% на каждого учителя.
— И сколько сейчас получает учитель и преподаватель?
— В среднем — 430 лари (2150 гривен. — Ред.).
— Это учитель или преподаватель столько получает? Есть ли разница в зарплатах?
— А какая разница между учителем и преподавателем?
— А такой зарплаты достаточно, чтобы прожить? Какой в Грузии сейчас средний прожиточный уровень?
— Средний прожиточный уровень у нас 133 лари (665 гривен. — Ред.). Конечно, 430 лари не достаточно для нормальной жизни, но для того чтобы получить минимальную социальную защищенность, этого достаточно. В будущем мы планируем повысить зарплату учителям, но уже не в таком общем плане, а основываясь на сертификации ранжирования, что имеет отношение к квалификации учителя.
— Как происходит аттестация учителей в школах?
— Как раз сейчас мы работаем над новой схемой. Это очень серьезный процесс для нашей школьной системы, и длится он около шести лет. Сейчас идет четвертый год проекта, и динамика не совсем позитивная. На данном этапе мы стараемся изучить проблемы, которые существовали в течение этих четырех лет, и разработать соответствующие шаги в направлении их решения.
МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ УЧЕБНИКИ БЕСПЛАТНЫМИ ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ
— Одна из ваших сегодняшних инициатив — сделать учебники в школах бесплатными для всех учеников. Не все ее поддерживают, а многие критикуют, особенно — издательства....
— Средняя зарплата в Грузии составляет 141 лари (около 725 гривен. — Ред.) при среднем прожиточном минимуме 133 лари (665 гривен. — Ред.). А в течение 20 последних лет на учебники для одного ребенка на весь учебный год родителям нужно было потратить 150—200 лари (750—1000 гривен. — Ред.). Все ли семьи могли себе это позволить?
Раньше министерство давало бесплатные учебники только бедным семьям, а мы хотим сделать бесплатными школьные учебники для всех учеников. Тем более что в нашей Конституции регламентировано, что среднее образование у нас бесплатное. Мы должны соблюдать то, что в ней написано. Конечно, эту инициативу многие критикуют. Особенно те бизнес-структуры, которые раньше на этом зарабатывали дополнительные деньги. Их я точно лишаю прибыли и возможности экспроприировать деньги у населения, потому что это никакой связи с нормальным бизнесом не имеете: бизнес, который не предлагает покупателю альтернативы — купить или не купить продукт — это уже не бизнес, а насилие над покупателем. Единственное, что я не сделал для издательств в рамках этой реформы, — не дал им гарантированный заказ. Но я не нарушил ни единого пункта договора с ними. В рамках ассигнаций министерство образования выдаст этим структурам по одному миллиону лари (5 миллионов гривен. — Ред.). Так что ничего общего эта система экспроприаций с реальным бизнесом и свободным рынком не имеет.
— Кто будет издавать эти учебники?
— На данном этапе государство будет делать заказы отдельным авторам, издательствам.
— А по какому принципу отдельных авторов и издательства будут выбирать?
— Мы будем это все выносить на рассмотрение общественности путем исследования продукта — проведем опрос среди учителей, детей и их родителей, узнаем, что им нравится в учебниках, а что — не очень. Потом мы будем обращаться к каждому автору отдельно с просьбой что-то отредактировать или исправить. И только после этого будем заказывать учебники. Для министерства это дополнительная работа, но желания своего потребителя мы должны знать.
ЗА ДЕНЬ ДЕТИ ИЗ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ ГРУЗИИ ПРОХОДИЛИ ДО 10 КИЛОМЕТРОВ В ШКОЛУ И ОБРАТНО
— А как продвигается инициатива с бесплатным транспортом для школьников?
— Мы ввели бесплатный транспорт для детей из сел и отдаленных регионов — на данный момент 16 тысяч учеников (при общем населении Грузии около 3,5 миллиона) по всей Грузии пользуются этой услугой. До этого дети из некоторых регионов Грузии за день проходили до 10 километров в школу и обратно. Грузия — высокогорная страна, и в отдельных случаях для школьников была целая эпопея — добраться в школу.
— Еще такой вопрос, за чей счет делают ремонты в школах?
— За счет государства, а как иначе? Около 600 школ будут отремонтированы в этом году. А в следующем у нас начинается большой проект с американцами — они будут финансировать ремонт наших школ.
— Родители детей, которые ходят в школу, сдают на ремонт деньги?
— Нет, ни в коем случае!
МЫ ОТКРЫЛИ 15 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ, НА КОТОРЫХ ОБУЧЕНИЕ БУДЕТ БЕСПЛАТНЫМ
— Образование в грузинских университетах платное, существует только частичная компенсация со стороны государства или грантовые стипендии иностранных организаций-доноров. Но в этом году вы планируете открыть факультеты с бесплатным обучением. Какие это будут направления?
— Да, в некоторых университетах мы открыли 15 государственных факультетов, на которых обучение будет бесплатным. Это специальности разных направлений. Во-первых, фундаментальные науки: физика, химия, биология, математика. Потому что для любой дисциплины, которая развивается, фундаментальные науки являются основой. Хотя другие дисциплины сейчас более популярны на рынке, но они тоже не могут функционировать без солидного базиса фундаментальных наук. Следующая группа — науки, связанные с инженерией и региональным развитием (ветеринария, сельское хозяйство, реабилитация регионов). На эти дисциплины существует большой госзаказ в Грузии. И последняя категория — дисциплины, связанные с грузинской культурой.
— Сколько в среднем стоит образование в грузинском университете?
— Я затрудняюсь назвать среднюю цену обучения в университетах. Но в государственных университетах максимальная оплата за учебу составляет 2250 лари в год (11250 гривен. — Ред.).
— Вы были ректором одного из лучших институтов Грузии — GIPA. Каково ваше мнение о журналистском образовании?
— То, что предлагает GIPA, — это совершенно другая, особенная программа обучения. Здесь студенты оснащены хорошей технической базой, они работают в мультимедийном направлении с учетом конвергентной журналистики. Обучение основывается на традициях американской модели, где журналистов готовят в основном на магистерском уровне. Конечно, все это возможно только за счет иностранных доноров. Для Грузии GIPA — беспрецедентный пример нового журналистского образования: последние 10 лет сюда приезжают учиться вместе с грузинами по одной из журналистских программ магистратуры студенты из Азербайджана и Армении. И еще одна особенность этой программы — здесь больше практики в различных медиа, чем теории, потому что будущему журналисту нужна практика, чтобы понять, сможет ли он работать в этой сфере.