Еще древние китайцы предостерегали от жизни в эпоху больших перемен. Они, видимо, уже тогда понимали, что это время несет в себе не только великие духовные потрясения и человеческие потери, но и глубокую, не всегда объективную, ревизию предыдущих устоев, постулатов и «подверстывание» истории в угоду новым временам. С тех пор в этом плане ничего не изменилось, и, не набравшись мужества объективного взгляда на прошлое, люди, поддавшись слабости, низвергают былых богов, яростно перекраивают историю, множа тем самым в ней «черные дыры».
Сергей Тримбач — киновед, критик, сценарист, легкому и острому перу которого мы обязаны многими аналитическими работами по текущему кинопроцессу и истории кино, еще в начале своей творческой деятельности стал глубоким почитателем и исследователем творчества Александра Довженко. Плодом многолетней и многотрудной работы стала книга «Олександр Довженко. Гибель богов», изданная винницким издательством «Глобус-Пресс».
Александр Петрович Довженко, заложивший краеугольный камень в фундамент украинского национального кинематографа, впоследствии названого «поэтическим», еще при жизни был зачислен в когорту классиков. Он был одной из вершин официально признанного треугольника зарождающегося советского кинематографа, в котором сияли имена Эйзенштейн — Пудовкин — Довженко. И Сергей Тримбач начинает свой труд с цитаты из письма Юрия Яновского Мыколе Хвилевому, датированного концом 20-х.
«Довженко —козирна карта нашого кіно і нею кілька років уже затуляють вітер з усіх боків. Візьмемо з колоди її — і решта буде не козирна!..».
Что и говорить, успешный режиссер, снимающий, казалось, в свое удовольствие. Благополучный человек, обласканный властью и почитателями — таким многие годы представал Довженко в официальной подаче. Новые времена попытались поделить его на части. На «белой» грани он — мятущийся гений, искусственно отторгнутый родной стороной. На «черной» — любимец деспота, прислужник власти. Но в том-то и дело, что его личность гораздо более многогранна и противоречива, чем черно-белая картинка, даже если выполнена она в суперсовременном стиле.
Восьмисотстраничная книга Сергея Тримбача тем и ценна, что представляет собой системное, скрупулезное изложение фактов, с использованием ранее неизвестных документальных источников. Здесь и детективные сюжеты, касающиеся архивов А. Довженко. Большое внимание уделено взаимоотношениям режиссера со Сталиным и вообще с властью. С большим тактом раскрыты некоторые страницы его личной жизни. Внимательно прослеживается стратегия творческого поведения Александра Довженко и его участие в сотворении национальной мифологии. Среди персонажей книги — Лесь Курбас и Мыкола Кулиш, Данило Демуцкий, Юрий Яновский и многие другие.
Глубокое понимание и искренняя любовь автора книги к личности и творчеству своего героя, яркий авторский стиль, строгий, но не лишенный юмора и иронии, позволяют читать этот, безусловно, научный труд как захватывающую беллетристику. И слава Богу, что есть издательство, руководимое Тамарой Трубниковой, которое вопреки веянию времени позволяет нам не низвергать, а открывать для себя богов.