Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гибридное «благородство»

Преемники «Доктора Лизы» продолжают делать из пострадавших от войны украинских детей орудие пропаганды
23 февраля, 2017 - 11:21
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

После гибели Елизаветы Глинки, известной как «Доктор Лиза», директором международной общественной организации «Справедливая помощь» недавно стала ее подруга, журналистка Ксения Соколова. На днях в интервью российскому ресурсу «Такие дела» она рассказала, что планирует продолжить практику Глинки «спасать детей Донбасса». То есть вывозить их из оккупированных территорий востока Украины на лечение в Россию. В интервью Соколова отметила, что 3 марта летит в Донецк, назад будет возвращаться на самолете МЧС с детьми. Кроме того, после смерти «Доктора Лизы» такая «спасательная экспедиция» фонда уже состоялась в конце января.

ПРОСТО МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОХИЩЕНИЕ

По инициативе Елизаветы Глинки президент России Владимир Путин в 2014 году подписал «Постановление 1134» относительно того, что эвакуированных из территорий «ДНР» и «ЛНР», где идут военные действия, детей оперируют, лечат и частично реабилитируют в России на государственные средства. Для этого, как объясняет «Таким делам» Ксения Соколова, самолет МЧС прилетает в Ростов, забирает детей, вывезенных из клиник Донецка, с родителями и летит в Москву. Потом детей развозят по больницам.

Свою позицию относительно такой «благотворительности» Министерство иностранных дел Украины высказало еще в марте 2015 года. Тогдашний спикер МИД Евгений Перебыйнис заявил: «Обращаем внимание российской стороны, что любая перевозка детей-граждан Украины через государственную границу должна происходить исключительно с четким соблюдением украинского законодательства, при наличии соответствующих разрешительных документов, а также документов, которые удостоверяют лицо ребенка и его принадлежность к украинскому гражданству. Подчеркиваем, что перевозка детей через государственную границу Украины с нарушением этих требований тянет за собой предусмотренную законом ответственность и будет рассматриваться как международное похищение ребенка». Это заявление сейчас можно найти на сайте МИД.

Спасать детей — дело благородное, но разве пришлось бы это делать, если бы не развязанная Россией война на востоке Украины? Важно, что лечение детей происходит именно за счет государства Россия. То есть РФ развязывает на Донбассе бойню, где погибают тысячи людей, посылает «гумконвои» с оружием для террористов и в то же время дает деньги на лечение пострадавшей детворы. Это как ударить ломом по голове и предложить примочку — она, вероятно, облегчит боль, но, может, лучше не бить?

«Доктор Лиза» позиционировала себя вне политики, то, что происходит на Донбассе, называла гражданской войной. В интервью ресурсу «Православие и мир» в конце 2014-го она утверждала: «Как человек, который регулярно бывает в Донецке, я не видела там российских войск, нравится это кому-то слышать или не нравится. Есть ополчение и есть украинские войска, которые выясняют между собой отношения».

Кстати, в упомянутом интервью с Соколовой журналист Митя Алешковский отмечает, что Следственный комитет РФ предлагал «спасенным» «Доктором Лизой» детям или их родителям подавать иск в Европейский суд по правам человека, фактически становиться «свидетелями жестокости украинских карателей». Новый директор «Справедливой помощи» говорит, что пока ничего об этом не знает.

Далее Ксения Соколова рассуждает по поводу украинских детей: «Мне абсолютно все равно, кому их отдать, если я буду уверена, что отдала туда, где их спасут. Сейчас их спасают в России. В процессе эвакуации задействовано сразу несколько министерств плюс Следственный комитет».

«СУГУБО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕЩИ»

Вероятно, чтобы не мешать России упражняться в благородстве, врачам на оккупированных территориях Донбасса запретили под страхом расстрела доставлять детей, которым нужна помощь, на территории, подконтрольные Украине. Об этом в комментарии «Дню» рассказал Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба. Эта информация у него от медиков, которые остались работать на неподконтрольных территориях, и в свое время он доносил ее до «Доктора Лизы». «Уже тогда были четко определены заведения в России, которые принимали детей, нуждающихся в определенной помощи, например, в лечении. Заинтересовывали детей, их семьи по-разному, детей из оккупированных территорий даже вывозили в лагеря в Крыму, — продолжает Николай Кулеба. — Так понимаю, что была четкая политическая задача показать, как Россия спасает украинских детей. Им нужна такая картинка для российских граждан, для других стран — что вот Россия является большим помощником. Так и с Сирией, у них сейчас два направления — Сирия и Украина».

Итак, украинский Уполномоченный по правам ребенка лично общался с Елизаветой Глинкой. «Доктор Лиза» никого не спрашивала, когда ездила на оккупированные территории. Вначале помню, даже звонила мне и говорила, что они нуждаются в помощи относительно возвращения детей, которых отвозили в Россию на отдых, лечение. Интересовался, спрашивала ли она кого-то, когда забирали этих детей. Она отвечала: «Нет». Говорил, почему тогда сейчас спрашиваете у нас», — вспоминает Николай Кулеба.

В свое время Уполномоченный по правам ребенка связывался с МИД и госадминистрациями Донецкой и Луганской областей. Получили информацию, что из подконтрольных Украине территорий представители России детей не вывозили. «В основном это происходит на неподконтрольной территории, и у нас нет никакой возможности контролировать такие действия. Теперь мы не можем знать, что это за дети, из каких семей, имеют ли они статус детей-сирот, — отмечает Николай Кулеба. — Мы давали запрос относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Дети из интернатных заведений, которые относятся к этим категориям, такими организациями не вывозились. В произошедших случаях это могло быть с разрешения родителей».

По словам Николая Кулебы, родители, которые проживают на оккупированных территориях и понимают ситуацию, приезжают вместе с детьми на лечение туда, где есть контроль Украины. «Это их право, никто не запретит им это делать, украинские врачи всегда открыты для помощи таким семьям. Но мы понимаем, что там настрой идет на получение помощи только на территории Российской Федерации, — резюмирует Уполномоченный по правам ребенка. — У них одно желание: как-то запятнать официальную украинскую власть, настроить людей против нее. Это продолжается долго, здесь нечему удивляться. Сугубо политические вещи, которые к реальной помощи не имеют никакого отношения».

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ