Пражские пожарные гидранты появились на улицах Ужгорода в 1930 году — с построением водопровода. Проект городского водопровода разрабатывала фирма инженера Ярослава Матички, главный офис которой располагался в столице Чехии. Это предприятие устанавливало и пожарные гидранты.
За сохранение истории взялась инициативная группа горожан и общественных организаций Ужгорода. Цель — возобновить в полной комплектации сеть исторических гидрантов, которая разрушается под воздействием времени и безразличия горожан. На днях активисты встретились с представителями городской власти и водоканала.
«Нам кажется, что представителям водоканала и департамента городского хозяйства очень хочется закупить новые «красивые» гидранты, цена которых составляет от 1500 до 2000 евро за штуку. Конечно, они не в восторге от нашей инициативы относительно возобновления старых, потому что это явно дешевле, и мы будем контролировать процесс. Но мы добились того, что нам пообещали вот-вот подписать распоряжение о создании комиссии, в состав которой войдут наша инициативная группа, представители водоканала и горсовета, и проведения полной инвентаризации существующих пражских гидрантов. Мы знаем, что теперь водоканал даже не ведет отдельный учет чешских гидрантов. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы их поставили на отдельный учет. Их мы зафиксировали 69 штук, у нас на странице проекта в Facebook даже есть их интерактивная карта», — рассказала «Дню» представитель инициативной группы Марианна СОБРАН.
По каждому из гидрантов активисты планируют составить дефектные акты для изучения полноты картины по возобновлению. «Мы говорили с директором ПАО «Ужгородский Турбогаз» Михаилом Качуром, договорились, что я ему привезу один целый и полностью укомплектованный гидрант, он разберет его на детали, сделает отпечатки каждой из них и подсчитает ориентировочную стоимость отдельно деталей и гидранта в целом. А дальше будет самое сложное — уговорить власть не закупать новые дорогостоящие гидранты, которые не имеют и не будут иметь исторической ценности, а возобновить все старые. Основная цель — реставрация существующих пражских гидрантов. Замена, при возможности, нескольких деталей конструкции гидранта. А если гидрант вообще не будет подлежать реставрации, мы предлагаем устанавливать его точную копию», — отметила Марианна Собран.
Относительно финансирования, то активисты будут пытаться найти средства и от частных меценатов (идеей уже интересуются частные лица из Чехии), и от горожан, возможно, будут искать гранты. Конечно, власть тоже будут побуждать приобщаться к проекту финансово.
К слову, тему сохранения гидрантов поднимали и раньше. Так, в 2013 году, по инициативе ужгородца Виталия Глаголы, жители города вышли на улицы с красной краской и кисточками, чтобы заново покрасить гидранты. «Тогда за пять часов мы обновили 37 гидрантов. Жаль, что большинство из них на 2/3 уже в асфальте и земле — из-за поднятия уровня дороги. Гидранты 1930 года могут стать визитной карточкой Ужгорода, как гидранты Нью-Йорка. Поэтому нельзя оставлять их запущенными, мы должны их сохранить», — акцентирует внимание Виталий Глагола.
Для популяризации проекта вскоре планируется выпуск футболок с логотипом гидрантов, разработка почтовой марки и открытки, а также организация экскурсий по интересным местам, где есть гидранты.