Олег НАУМОВ родился 2 мая 1961 г. в Днепропетровске (Днипре). Закончил Приднепровскую государственную академию строительства и архитектуры по специальности «инженер-технолог». С 1991-го работал на днепропетровском телевидении продюсером информационных и документальных программ. Создал просветительский телепроект «Энциклопедия», который охватывает разные сферы истории, науки и искусства, и цикл программ «Гармония классики».
Олег Наумов является автором идеи и владельцем телеканала English Club TV, который создает учебный видеоконтент для преподавания английского языка. в 2013 году основал Музей украинской живописи — одну из влиятельнейших арт-институций не только в Днипре, но и в стране.
Последний раз мы разговаривали 2 года назад. В этот раз поводом для интервью стала фотовыставка «Дня», которая проходила в музее; четыре работы из экспозиции (а именно «Родной дом» Людмилы Гошко, «Большая уборка» Алексея Иванова, «Широкино» Алины Комаровой и «Свою Україну любіть. Любіть її... Во врем’я люте. в останню, тяжкую минуту, за неї господа моліть». Тарас Шевченко» Михаила Маркива. — Ред.) наше издание оставило в дар для музейной коллекции.
— Пан Олег, что изменилось за эти 2 года?
— Главное: на базе музея открылось коммунальное предприятие — Школа современного изобразительного искусства и дизайна имени Вадима СИДУРА (всемирно-известный скульптор украинского происхождения. — Д.Д.). Огромная благодарность за оказанную поддержку Григорию ГЕЛЬФЕРУ, который приложил максимум усилий к успеху этого дела.
Также мы уже 2 года подряд проводим дни Сидура и открыли Центр его имени. Надеемся, сможем воплотить много новых замыслов. Уже провели первую выставку студенческих работ. На базе Центра мы открыли эмальерную и графическую мастерские; на очереди — мастерские скульптуры и керамики.
За два года состоялось более 40 выставок. Были очень интересные обменные экспозиции с Харьковским художественным музеем. Из фондов Музея украинской живописи харьковчане получили художественную эмаль и японскую гравюру в обмен на коллекцию голландской акварели ХVII—ХIХ в., а также гравюры Альбрехта Дюрера; впоследствии Харьков также предоставил нам коллекцию графики Пикассо, Шагала, Матиса.
Новым масштабным начинанием в прошлом году стало открытие собственного пространства в Киеве — культурно-художественного комплекса Днипра Artarea площадью около 700 квадратных метров. Здесь действуют новые подходы. Мы начали с графики, однако на стенах в большом зале показываем видеоинсталляцию по творчеству Дали, Босха и Пикассо. Этот проект стал достаточно популярным в Киеве, мы в целом возлагаем большие надежды на него. Одним из его задач является экспонирование работ художников из Днипра в Киеве.
Коллекция все время пополняется. Таким образом, мы выполняем главную миссию: собрать, сохранить и передать следующим поколениям культурное наследие.
— Какие ваши планы на ближайшее будущее?
— Важная задача Школы имени Сидура — создавать для города объекты, которые его будут украшать. Мы планируем находить запущенные места и предлагать бизнесу, городу и районной власти улучшать их эстетически с помощью публичной скульптуры или монументальной живописи в технике эмали. Например, в библиотеках, школах, больницах и других общественных заведениях, используя живопись и графику в интерьере. Уже имеем разработки в этом направлении.
Стремимся делать больше передвижных выставок, не в Днипре или в столице, а в районах, в малых городах. Это довольно сложная задача, чтобы выполнить ее самостоятельно. Поэтому надеемся на поддержку местной власти, которая поймет важность этого дела. Главное — быть настойчивыми и терпеливыми.
И, повторюсь, очень хочется, чтобы Днипро был достойно представлен в Киеве, а Киев — в Днипре. Я часто говорю, что для меня Днипро и Киев — это один город, просто разные его районы. Сейчас силы тратятся на развитие нового пространства. Рассчитываем, что там все время будет проходить несколько событий параллельно — выставка, концерт, спектакль и тому подобное. Такие возможности есть.
Идей много, но я сторонник теории малых дел. Делай то, что будет приносить результат, чтобы чувствовать уверенность, чтобы вдохновение не покидало.
— Покупают ли сейчас искусство в Днипре?
— Понемногу ситуация меняется. Результат далек от надежды, но тенденция к сдвигу есть. И меня это очень радует. В первую очередь мы работаем с личностями. Нужно звонить, предлагать, приглашать, создавать атмосферу, работать с людьми.
— Как в кругу ваших интересов оказалась фотография?
— Фото — это также изобразительное искусство. Мы уже экспонировали и создавали живопись, графику, скульптуру. Фотовыставки стали новым этапом. В этом достаточно важную роль сыграла личность вашего главного редактора Ларисы Ившиной. Я считаю ее выдающимся человеком. Для меня это честь — проводить выставку такого почитаемого издания. «День» — это издательство действия, когда слово имеет влияние. А фотография тоже меняет людей. Вы знаете, я несколько раз в неделю прихожу и пересматриваю эту выставку вновь и вновь. Очень благодарен вам за фотографии, подаренные Музею. В ваших фото я вижу глубокий смысл и то, что я называю эмоцией — пусть и не высказанной. Хорошее фото имеет миллион нюансов, которые только душа может расшифровать.
— Все же в чем уникальность вашего музея?
— Например, в том, что мы имеем не только мастерские для творчества, но и мастерские, где художники работают каждый день. Сама ситуация, когда работы создаются прямо в музее и сохраняются для будущих поколений, — уникальна.
У нас работает музейный сад, музейный переулок, а еще открылось дополнительное пространство, которое очень нравится людям, — на крыше, где проходят концерты и спектакли. И, конечно, кафе-галерея «Ван Гог», которое всем полюбилось как атмосферное место.
Конечно, хлопот много: в нашем здании нужно менять старый лифт, доделывать крышу, продолжать ремонты. Я смотрю на это непрагматично, просто мы идем по этому пути. Зарплата, налоги... это не жалобы, это будничность. Мы все делаем цивилизовано, берем всех в штат. Конечно, прибыль уменьшится, но эти деньги перейдут в руки, которые сделают Музей еще лучше.
Я смотрю на будущее с оптимизмом, с надеждой, что все будет хорошо. Да все и хорошо. Люблю повторять: «Все давным-давно хорошо, но не все об этом знают».