Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Главное направление – выработка устойчивости к стрессу»

Психолог Марта Пивоваренко – о сотрудничестве с США в вопросах психосоциальной помощи солдатам и офицерам
6 апреля, 2020 - 12:58

Недавно украинская делегация по ветеранским делам приняла участие в брифинге в Конгрессе США. Концепция мероприятия была направлена на всестороннее освещение экспертами из Украины положения дел с психосоциальной поддержкой солдат и ветеранов. Военная помощь США Украине уже на октябрь этого года и в следующем в определенной степени будет зависеть от этого события.

С тематическими докладами выступили ветеранка войны, медик-доброволец, народный депутат Яна Зинкевич; ветеран войны, заместитель министра по делам ветеранов Александр Терещенко; доктор по соматике Уэслианского университета (Коннектикут, США) Катя Кольцо; военный капеллан, епископ Украинской Греко-Католической церкви Степан Сус; военный капеллан Святослав Юркив и руководительница делегации – соучредительница ОО «Девелопмент Фаундейшен» психолог Марта ПИВОВАРЕНКО, которая вручила памятную таблицу для размещения в Конгрессе от ветеранов Днепропетровщины, число которых составляет более 20 тысяч.

Development Foundation в сотрудничестве с рядом ветеранских объединений и организаций постоянно обеспечивает психосоциальную поддержку ветеранам российско-украинской войны. Наш разговор - с Мартой Пивоваренко об актуальных вопросах украинских ветеранов США, результатах поездки, планах реализации проектов по вопросам помощи ветеранам.

«УКРАИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ КАЧЕСТВЕННЫХ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»

- Вы в своем выступлении изложили рекомендации для конгрессменов относительно ветеранской помощи Украине...

- Да. Указанных рекомендаций - семь. А именно: поддерживать ранние целенаправленные интервенции для ветеранов, членов их семей и людей, пострадавших от войны; усилить влияние программ долгосрочного привлечения специалистов путем предоставления им приоритетности в финансировании; направить финансирование на системные меры интервенций с привлечением к ним семей ветеранов, общества, ВПЛ, правительственных и неправительственных учреждений; усилить эффективность программ улучшения психического здоровья путем послетренингового клинического наблюдения, или супервизии; поощрять и развивать группы взаимопомощи с долгосрочной поддержкой не только ветеран ветерана, но и член семьи - члена семьи ветерана, ведь это имеет решающее значение для эффективного лечения травм; поддержать контекстно-специфические для Украины исследования в области травматического стресса и психосоциальной поддержки ветеранов; научить Государственную пограничную службу Украины и Национальную гвардию Украины, Управление гражданско-военного сотрудничества Вооруженных сил Украины навыкам урегулирования конфликтов в общинах, а также научить общественные организации и международные миссии свободно пользоваться мобильными сервисами и улучшать качество предоставления психосоциальных услуг и услуг психического здоровья. Эти рекомендации не случайны, они откалиброваны, ведь над ними вместе со мной работал Adviser Board – целый совещательный совет нашей организации, в который входят специалисты по эрготерапии, клинические соцработники, более того, эксперты по миротворчеству из Британии, Японии, США и Канады, каждый из которых имеет 20–30 лет практики, таким образом, эти специалисты знают недостатки системы предоставления услуг психического здоровья и психосоциальной поддержки не только в Северной Америке и Европе, но и у нас, в Украине, - поэтому сознают, какова наша специфика.

И все мы склоняемся к тому, что Украина должна иметь шанс, возможность присоединиться к Западу в предоставлении именно научно обоснованных вмешательств в области психотерапии. Украинской психологии необходимо больше качественных, доказательных методов лечения и реабилитации, взаимовыгодного сотрудничества в этом направлении. Без исследований и постоянного развития сервисов помощи эта сфера будет напоминать «выживание на Диком Западе».

«ВОЕННАЯ СЛУЖБА, ГДЕ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ И ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ, А ПОТОМ – ПОЛНАЯ СВОБОДА И НЕНУЖНОСТЬ НИКОМУ...»

- Кроме брифинга в Конгрессе, состоялись встречи в Государственном департаменте, с министерствами и общественными организациями, задействованными в оказании помощи семьям ветеранов...

- Мы встречались в Государственном департаменте с Джорджем Кентом, заместителем помощника Госсекретаря Европейского и Евразийского бюро Госдепа США, который осуществляет надзор за политикой США в отношении Украины, Молдовы, Беларуси, Грузии, Армении и Азербайджана; с представителями комитетов Европейских и Евразийских дел Сената, офисом межсекторного сотрудничества Министерства ветеранов США (VA), крупнейшими организациями ветеранов и по поддержке погибших героев в США, в частности TAPS. По возвращении именно благодаря встречам с представителями Министерства по делам ветеранов мы начали сотрудничество с еще одной влиятельной неправительственной организацией США - Wounded Warrior Project (рус. проект «Раненый Воин») со штаб-квартирой во Флориде.

Это параллельное сотрудничество пока на старте, и сейчас мы обсуждаем онлайн будущую реализацию проектов.

Ряд этих встреч предоставил возможность и нашему Минвету направить усилия на укрепление отношений между Министерством обороны и Министерством ветеранов. Сейчас межведомственное сотрудничество в Украине - проблемный вопрос; в США и Великобритании такое сотрудничество также налаживалось нелегко, но дает очень хорошие результаты, в частности теперь, когда Минобороны США борется с COVID-19.

Для Украины очень важно воспользоваться проработанными механизмами сотрудничества Минобороны и Минвета, потому что украинские ветераны - это кадровый резерв. Если бы было полномасштабное вторжение врага, то ветераны - уже обучены, они умеют владеть оружием и техникой, имеют необходимые навыки, и при условии достойной, уважительной системы их восстановления они будут готовы снова защитить страну. Психосоциальная поддержка и хорошее самочувствие ветерана является показателем развитого общества, которое заботится о своих героях, дает возможность применять свои навыки для общего блага и будущего страны.

Организация Wounded Warrior много лет внедряла программу Track, которая направлена на помощь ветеранам в переходе от военной службы к гражданской жизни. Американцы называют этот переход - transition, или процесс между структурированной работой во время службы и резким переходом к полной свободе в качестве ветерана, что приводит к растерянности перед чем-то дальнейшим. Раньше их государство тоже не думало, что это важно и проблемно - таким образом потерять статус солдата. Но это так и есть и важно для нас - связь между военной службой, когда работаешь в жесткой системе, где от дисциплины и действий зависит жизнь, где организовано принятие решений за тебя, четкие рамки, а затем - это самая полная свобода и ненужность никому, поэтому этот переход тяжело дается. Теперь же этой программой занимается правительство США и самостоятельно организует таким образом, чтобы должным образом обеспечить этот переход и солдат не терялся, переходя в статус ветерана. Офис НАТО в Киеве пытается имплементировать такой опыт США через трастовые фонды помощи. Wounded Warrior на протяжении пятнадцати лет доказывал своему правительству, что это важно и эффективно. Будет ли у нас это быстрее?

В околоконгрессных мероприятиях наши американские партнеры делали большую ставку на контактировании ветеранских неправительственных организаций с правительством. Сейчас, применив опыт США, украинское правительство, парламент могут создать целую связку сотрудничества вокруг ветеранских дел - это будет давать превосходные результаты.

- О заимствовании опыта США: какие еще есть необходимые нам и готовые проекты, которые следует применять?

- Как раз во время визита мы искали те протоколы работы, которые уже годами работают в США. В частности, Министерство по делам ветеранов Украины сейчас занимается разработкой процедуры уважительного и достойного оповещения семей погибших героев об утрате. И этот протокол необходим для нас. В США такие процедуры давно разработаны, и наше намерение - не просто скопировать протоколы, а применить их комплексный опыт в этом вопросе и лучше приспособить к нашим реалиям. Если говорить о вопросах протоколов НАТО шире, то многие вещи готовы и нам нужно просто имплементировать, адаптировать уже разработанные проекты, учитывая наши обстоятельства...

Главным достижением визита нашей делегации является то, что в следующем году помощь США будет увеличена. У них есть понимание, что эта помощь необходима для нас, видение, что Украина не игнорирует рекомендации США по эффективному применению и укреплению обороноспособности страны.

- Чтобы транслировать потребности наших ветеранов в США, надо знать, что может работать эффективно. Есть ли в нашем государстве активная дискуссия по этому поводу?

- Конгрессные мероприятия, выезды делегаций не подлежат финансированию Конгресса, поскольку это может вызвать конфликт интересов. Поэтому для неправительственных организаций в случаях таких важных адвокационных событий стоит жесткий выбор: ехать представлять интересы Украины или направить финансирование на помощь конкретным ветеранским семьям. У нас в стране ни доноры, ни спонсоры пока не готовы финансировать такие проекты, а это - крайне важно. Без помощи Украинско-американского комитета помощи, поддержки украинско-американского фонда Украинского федерального кредитного союза Рочестера, Фонда семьи Пылышенко и отдельных украинцев, скажем, доктора Кристины Гошовской - выезд украинской делегации не состоялся бы. То есть дело в том, что в нашей стране не привыкли вкладывать средства в адвокацию, а ветеранские организации на Западе имеют отдельные департаменты, призванные решать эти вопросы. Поскольку опыта вложения средств в адвокацию нам не хватает - сотрудничества между правительством и общественным сектором нет. Только когда общественные организации сами переходят в правительство, они транслируют реальные потребности ветеранов. Но это же должен быть постоянный процесс сотрудничества между правительством и общественным сектором.

- Относительно понятия resilience - «сопротивляемость». Эта способность восстанавливаться после ударной деформации и продолжать жить полноценной жизнью для ветеранов очень важна. Об этом тоже говорили в Конгрессе?

- Благодаря исследованиям весь мир пришел к выводу, что это главное достижение военной подготовки и реабилитации - выработка этой сопротивляемости стрессу. Мы говорим о том, насколько важно помнить о методах выработки устойчивости к стрессу не тогда, когда ветеран уже пережил травматический опыт, а еще на этапе подготовки - чтобы предотвратить ПТСР. Ранее о лечении посттравмы в США было много исследований медикаментозных интервенций, многие компании вкладывали средства, и результаты показали, что соматические техники и выработка сопротивляемости спасают. Побочный эффект от различных видов таблеток иногда превышает профит. Сопротивляемость - это ноу-хау даже на Западе. В Украине также психотерапевтические круги и медики только начинают задумываться над этим.

Оксана ГРУБА
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ