Смаковали подробности... Мол, это самый большой улов фальшивых долларов среди тех, которые приходилось изымать украинской милиции. Четыре тысячи «зеленых» — не шутка! Пресса, другие средства масс-медиа рассказывали о задержании 50-летнего гражданина России М. подробно. Еще бы! Все происходило, как в детективном голливудском фильме.
М. приехал в Полтаву из Харькова, где имел хорошую квартиру в центре и более-менее постоянно проживал (17 лет своей бурной жизни М. провел в зоне). «Попался» М. из-за слишком дотошного и осторожного клиента, которого хотел «кинуть». Этот парень менял свои гривни на «баксы» в одном из обменных пунктов Полтавы и М. предложил ему свои услуги. Гривен у юноши было много — 7 тысяч 300 — и обмен решили провести в укромном месте. А именно — в «Тойоте Кампри», принадлежащей М.
Российский мошенник и наш доверчивый (поначалу) юноша начали пересчитывать доллары. Все вроде бы было хорошо, но клиент потребовал проверить «баксы» в обменном пункте на наличие фальшивок. М., который, как карточный шулер, уже осуществил подмену, сделал «ход конем». Юношу он просто выбросил из «Тойоты» — и плакали бы его денежки, если бы с номера машины вора случайно не упала тряпка, которой этот номер был замаскирован.
На М. организовали облаву по всему городу. Остановили водителя «Тойоты» недалеко от «круга», уже на выезде из Полтавы. Говорят, во время ареста и обыска машины «наш герой» вел себя достойно, без суматохи, не пытался сопротивляться. Милицию даже удивило то спокойствие, с которым мошенник отдался в руки правосудия. Такое впечатление, что М. уже заранее знал свою судьбу...
Почти одновременно с арестом М. милиция провела обыск на его харьковской квартире. Результаты были весомы: оперативники нашли еще $29 тысяч, но уже настоящих. Где и как раздобывал М. фальшивки — теперь предстояло выяснить следствию. А в отношении нефальшивых «баксов» милиция поинтересовалась у жены М.: «Чьи они?» Она ответила, что не знает, откуда доллары. Наверное, это деньги мужа, который, как она была убеждена, занимался серьезным и безусловно честным бизнесом. Милиция на это заявление женщины составила протокол, «баксы» изъяли, как вероятное вещественное доказательство преступной деятельности М. И вот здесь начались вещи, которые мы бы назвали странными и даже удивительными.
Итак, к строгой и принципиальной нашей Фемиде вскоре после описанных событий обратилась жена гражданина М. Она сообщила следователю, старшему лейтенанту милиции, который вел дело ее мужа, о... небольшом приступе склероза. То есть она немного запамятовала — а те деньги, 29 тысяч, на самом деле принадлежали не мужу, а непосредственно ей! Когда обыск был, мол, растерялась, а потом успокоилась и вспомнила, чьи это «баксы»... И женщина добилась своего! Доллары ей вернули. (Хотя подобные операции осуществляются, главным образом, через суд). Или следователь «старлей» оказался таким мягким и гуманным — пожалел женщину, или... Но стоп! Здесь пока что не место для различных предположений. Другие версии — это слишком серьезно, и это прерогатива не газеты, а компетентных, как раньше говорили, органов.
Поэтому далее, не называя имен (дело до суда не дошло), только факты.
Итак, жена нашего фальшивомонетчика получила назад свои (конечно же, свои!) настоящие доллары. И дальше дело пошло очень быстро. Адвокат К. обратился к прокурору С. с просьбой изменить для его подзащитного меру пресечения — арест заменить подпиской о невыезде. И прокурор, добрая душа, согласился. М. выпустили из-под стражи под залог в 17 тысяч гривен. Почему именно 17? Может, посчитали по тысяче за 17 лет отсидки закоренелого мошенника? А может, рассуждали по-другому. Нас это не интересует. Мы как раз наоборот: исследуем вопрос гуманизации наших правоохранительных органов. Вот как! И в этом смысле, дальше — больше!
М. выпускают под залог и после этого он, как вы догадались, быстро исчез. Даже квартиру в Харькове продал. Не стал ждать, когда судьба пошлет ему еще раз такого мягкосердечного прокурора.
Прошло еще немного времени. И эта история закончилась драматично. К полтавским милиционерам обратилась жена М. с заявлением: ее муж внезапно умер, тело его кремировано, а прах после смерти наш фальшивомонетчик завещал развеять над бескрайними просторами горячо любимой матушки-России, гражданином которой М. был. Завещание это родные и близкие покойного выполнили. О чем вдова принесла в милицию документальные подтверждения: справку о смерти и справку о кремации. Вдова также просила, даже требовала, чтобы ей возвратили те залоговые 17 тысяч (поскольку уголовное дело вести нет против кого). И гривни несчастной женщине возвратили без всяких сомнений и не менее трепетно, чем перед этим вернули $29 тысяч. Вот, собственно, и все! Вот какие сердечные, добрые и — не побоимся этих слов — поистине гуманные правоохранители есть у нас в Полтаве!
P.S.В криминальной среде бытует афоризм: «Главное в нашем деле — вовремя убежать». Нет! Главное — уйти красиво!
Полтава