Заявление генсека ООН, что уровень концентрации углекислого газа в атмосфере достиг наивысшей отметки за всю историю человечества, масштабные нынешние пожары по всему миру, данные об исчезновении 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий за последние 40-50 лет. Такие сигналы удостоверяют, что защита окружающей среды — ключевой пункт нашей безопасности, который нуждается в решительном плане действий со стороны правительств, бизнеса и гражданского общества. Привлечение природы в государственную стратегию развития — требование времени.
2020 год может стать шансом сделать «качественный прыжок» в этом вопросе не только на государственном, но и мировом уровне. В следующем году состоится ряд важных мероприятий: встреча Мирового экономического форума в Давосе, Всемирный конгресс по охране природы от IUCN (Международный союз охраны природы), 75-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, Саммит ООН по биомногообразию и встреча сторон Конвенции о биомногообразии.
Готова ли Украина приобщиться к этому процессу изменений? Что мы должны делать, в частности и относительно увеличения осознания ценности природы среди украинцев? В поисках примера, как можно разрешать эти проблемы, «День» обратился в WWF — организацию, которая имеет более чем 50-летний опыт защиты окружающей среды. Как правильно позиционировать вопрос природы, какие инновации можно применять, чтобы гармонизовать экономику и окружающую среду, и какие существуют примеры успешного сотрудничества с корпоративным сектором — темы разговора с Андреасом БЕКМАННОМ, управляющим директором WWF в Центральной и Восточной Европе.
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — ЭТО ВОПРОС ПРАВИТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА, ФАКТИЧЕСКИ, КАЖДОГО ИЗ НАС, А НЕ ТОЛЬКО УЧЕНЫХ»
— Постепенно защита окружающей среды становится ценностью и на уровне отдельных людей, и на уровне государств. Но сложность в том, что и в системе ценностей есть определенная градация. Например, нередко экономический рост оттесняет вопрос сохранения окружающей среды на второй план. Но природа тесно связана с еще более фундаментальной ценностью — нашей безопасностью. Сполна ли мы осознаем важность окружающей среды в этом контексте?
— Это философский вопрос, на который я не имею точного ответа. Но знаю, что мы должны более серьезно относиться к природе и биомногообразию. Потому что в настоящее время подошли к критическому пределу. Барак Обама говорил, что мы первое поколение, которое чувствует последствия климатических изменений, и последнее, которое может что-то с этим сделать. Думаю, что подобное можно сказать и относительно биомногообразия.
Как повысить это осознание? WWF по большей части использует два подхода. Один из них — рациональный, показывая, насколько мы зависим от биомногообразия, и не только в сфере нашего здоровья или благополучия, но и сугубо экономически. Каждый год природа предоставляет услуг на около 125 триллионов долларов, и мы воспринимаем это как должное. В частности, опылителям, в том числе пчелам, мы обязаны, по меньшей мере, 235 миллиардами долларов ежегодно в сельскохозяйственном секторе. 75% главных продовольственных культур в известной степени зависят от них. Поэтому постепенно становится понятно, что окружающая среда — это вопрос правительств государств, представителей бизнеса, фактически, каждого из нас, а не только ученых.
Вторым важным компонентом является эмоциональная составляющая, которую WWF также учитывает. Здесь хороший пример — документальный сериал Our planet, который Netflix запустил с WWF. В нем идет речь о разных природных средах, экосистемах. Съемка просто невероятная, что дает ощущение, насколько замечательной является наша природа.
«БИОМНОГООБРАЗИЕ — ЭТО ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ОТВЕТОВ НА ПОСЛАБЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»
— Обычно когда говорят о природе, то пользуются такими показателями: количество углекислого газа, изменения климата, таяния ледников. WWF обращает внимание на еще один «индикатор» здоровья Планеты, менее осознанный среди населения — биомногообразие. В чем его важность? Какие показатели этого «индикатора»?
— За последние 40-50 лет человечество стало причиной исчезновения 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий. Каждый должен быть этим обеспокоен. В истории есть достаточно примеров цивилизаций, которым удавалось жить в гармонии с природой. Но мы также имеем примеры тех, кому не удалось это сделать, и они больше не существуют, например, на острове Пасха. Надеюсь, как глобальная цивилизация мы не двигаемся к тому, что единственная вещь, которая останется после нас, будут статуи.
— Как биомногообразие связано с климатическими изменениями?
— Климатические изменения — это важный драйвер уменьшения биомногообразия. И наоборот, сохранение и возобновление биомногообразия — это один из ключевых инструментов для послабления негативных последствий климатических изменений и адаптации к ним: леса и луга — основные поглотители углекислого газа, а около 90% избытка тепла, которое генерируется в результате изменений климата, поглощает мировой океан. Поэтому мы не можем говорить о решении только одной проблемы, нужно решать их в комплексе. Именно поэтому оба этих вопроса находятся в фокусе WWF.
КИЕВ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К МЕЖДУНАРОДНОМУ МАРШУ ПО ЗАЩИТЕ КЛИМАТА, СОСТОЯВШЕМУСЯ 20 СЕНТЯБРЯ В 160 СТРАНАХ МИРА. ПО СЛОВАМ ОРГАНИЗАТОРОВ, В ШЕСТВИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
В следующем году мы имеем замечательную возможность акцентировать на этих вопросах в связи с мировыми событиями на высоком уровне. Это, в частности, встреча Мирового экономического форума в Давосе, Всемирный конгресс по охране природы от IUCN (Международный союз охраны природы), 75-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, Саммит ООН по биомногообразию и встреча сторон Конвенции о биомногообразии.
Вот почему мы называем это «супергодом» и возможностью свести разные мировые договоренности вместе, отмечая связи и важность биомногообразия в контексте климатических изменений, целей устойчивого развития (ООН) и развития планеты в целом.
«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВО МНОГИХ СТРАНАХ ПОЛИТИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
— Понимаю, что сложно делать прогнозы, и все же, как, на ваш взгляд, увеличились ли шансы того, что удастся лучше согласовать экологические и экономические вопросы?
— Что дает мне надежду: в настоящее время во многих странах политически благоприятный момент для защиты окружающей среды. По нескольким причинам: негативным и позитивным. Это, с одной стороны, кризис биомногообразия, пожары-триггеры в Амазонии, перед этим в Сибири, Индонезии.
А с другой — готовность гражданского общества влиять на решения, от которых зависит наша общая жизнь на планете. Для примера, история Греты Тунберг, 16-летней девушки из Швеции, которая начала первую школьную забастовку ради климата под зданием парламента. Моя дочь и много других молодых людей в каждую пятницу ходили на демонстрации перед правительствами. И в Австрии, Бельгии это имеет политическое влияние. События 2020 года будут способствовать тому, что вопрос природы будет значительно чаще попадать в новости, дискуссии, дебаты, чем сейчас. Поэтому мы хотим использовать этот момент, чтобы увеличить осознание вопросов окружающей среды.
«КОГДА МОИ КОЛЛЕГИ ИДУТ В ОФИС АДМИНИСТРАЦИИ, ПОЗАДИ НИХ — 110 ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ»
— WWF является примером «методологических, процедурных» изменений, демонстрируя, как можно перестраивать «сеть», а не иерархию. В отчете представительства WWF в Центральной и Восточной Европе вы отмечаете об этом под лозунгом — Together Possible (вместе возможно). Как удается перестраивать «сеть»?
— WWF основан в 1961 году людьми, которые были обеспокоены исчезновением крупных животных, в частности в Африке. Это была движущая сила для развития WWF по миру. Первоначально важную роль играли бизнесмены, например, Дэвид Огилви — один из самых известных рекламистов и пиарщиков мира. Значительной была роль и королевской власти — принца Бернарда из Нидерландов, герцога Эдинбургского Филиппа.
Но, по-видимому, самое главное — это много обычных людей, обеспокоенных состоянием окружающей среды. Люди делают разный вклад: тем, что они не безразличны и интересуются природой, работают как волонтеры, оказывают финансовую помощь. Последнее, к слову, это не только о деньгах, но и о предоставлении моральной и политической поддержки.
Например, в Австрии 110 тысяч граждан страны поддерживают WWF финансово. Поэтому когда мои коллеги идут в Офис администрации, сзади них — 110 тысяч людей. И это придает силу, которой бы в другом случае мы не имели. Поэтому если ответить кратко — это о людях.
Это наша стратегия и в Украине, потому в этом году мы открыли официальное представительство, хотя с проектами в Украине, в частности в сфере охраны леса, диких видов, возобновления и охраны территорий, работаем уже давно.
«КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР — БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ, НО ЭТО ТАКЖЕ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ»
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сотрудничестве с корпоративным сектором.
— Особенной чертой WWF является то, что мы сотрудничаем с разными партнерами: властью, научными работниками, организациями гражданского общества и из охраны окружающей среды, скаутским движением, хабами по влиянию, профсоюзами, религиозными организациями. В частности, и корпоративным сектором.
С одной стороны, корпоративный сектор — большая часть проблемы, но это также большая часть решения (если не наибольшая). В конечном итоге, существенно повлиять на уменьшение влияния на окружающую среду может именно он. Кроме того, корпоративный сектор — это источник инноваций и экспертизы. Компании и бизнес-сообщества имеют каналы коммуникаций, о которых мы можем только мечтать.
Хотя с некоторыми отраслями WWF не сотрудничает вообще, например, с угледобывающей или компаниями, которые проводят тесты на животных.
Одна из причин, почему в WWF есть офис в Украине — это содействовать развитию Украины в аспекте сохранения и учета биомногообразия: привлекать общественность, корпоративный и государственный секторы. Мы стремимся поддержать украинскую власть в разработке и имплементации решений, которые создают гармонию между природой и людьми. В WWF готовы делиться опытом, который получили за свыше 50 лет в проектах природоохраны во всем мире, чтобы помочь Украине отыскивать свои успешные решения
Наше сотрудничество призвано помочь бизнесу осознать и уменьшить свое влияние на окружающую среду. В таких проектах мы изучаем цепи снабжения и производства и совместно разрабатываем программы действий по сокращению влияния на окружающую среду и загрязнение. Да, некоторые мировые производители, в частности в фешн-индустрии и производстве, уже в настоящее время имеют четкие цели радикального уменьшения своего экологического «следа». Этого все больше требуют потребители, и бизнес не может не реагировать на этот импульс.
«ЛЕСНОЙ СЕКТОР СТАЛ НАМНОГО ЗАИНТЕРЕСОВАННЕЕ В ТЕМЕ СТОЙКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСА, КАК ТОЛЬКО IKEA ПРИОБЩИЛАСЬ К ПРОЦЕССУ»
— Могли ли бы вы поделиться несколькими историями такого сотрудничества, в частности в регионе Центральной и Восточной Европы?
— В вопросе сохранения водных ресурсов мы сотрудничаем в ряде стран с компанией Coca-Cola. За это нас иногда критикуют. Но нужно помнить, что Coca-Cola — один из крупнейших покупателей сахара. В странах, где мы пытались повлиять на стандарты обращения с водными ресурсами, сахарная отрасль не была готова прислушиваться. Пока мы не начали сотрудничать с Coca-Cola. И так получили рычаг влияния.
Свыше 17 лет мы сотрудничаем с IKEA в темах устойчивого развития лесов. На самом старте нашего сотрудничества компания создала стратегию, согласно которой до 2020 года вся древесина, бумага и картон должны поступать из более постоянных источников, — то есть иметь сертификацию FSC или быть полученными из вторичного сырья. Для нас это уникальное партнерство. И так же, как и в первом примере, лесной сектор стал более заинтересованным в теме стойкого использования леса, как только IKEA приобщилась к процессу.
Существует мнение, что леса вообще не должны использоваться, что, как по мне, нереалистично. Мы должны иметь общее понимание, что именно необходимо защитить и сохранить, а что можно использовать определенным способом и при определенных условиях. В настоящее время нам недостает этого виденья относительно лесного сектора.
ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: КОГДА ИСХОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАНОВЯТСЯ ВХОДНЫМ РЕСУРСОМ ДЛЯ ДРУГИХ ПРОЦЕССОВ
— Вы вспомнили об инновациях, которые имеет корпоративный сектор. А в целом, какой является роль инноваций для защиты планеты? Могли ли бы вы привести несколько примеров?
— В частности, это идея циркулярной экономики. В настоящее время мы берем ресурсы из земли, делаем что-то и выбрасываем. Это линейная система, которая совершенно неэффективная в условиях, когда мы имеем все меньше и меньше ресурсов. В настоящее время некоторые автомобильные компании понимают, что в их интересах брать металл из автомобилей, которые уже не используются. И начинают думать, как это реализовать: то есть нужны такие взаимоотношения с потребителем, чтобы впоследствии из старых авто можно было получить достаточно металла для производства.
Это интересно также с точки зрения бизнеса, потому что можно строить отношения с покупателями на протяжении всей жизни, что является тотальным изменением парадигмы, и она уже начинается. Это дает мне надежду, что мы можем использовать наши ресурсы более эффективно. В идеальном случае — «по кругу» без продуцирования мусора: когда исходные результаты становятся входным ресурсом для других процессов.
Финляндия и Словения — среди первых стран в Европе, которые создали национальные стратегии по циркулярной экономике. В долгосрочной перспективе такие планы имеют много преимуществ: относительно ресурсов, рабочих мест, инноваций, социальных вопросов.
В целом в охране природы есть место для многих современных технологических инноваций. В частности, можно использовать блокчейн в рыбной отрасли, чтобы предотвратить перевыловы. Тогда, покупая рыбу в супермаркете, мы точно будем знать, где именно ее выловили.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ИГРАЕТ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ»
— Как относительно кооперации с государственным сектором? Недавно была конференция (итог проекта Transgreen), как соединить перестройку инфраструктуры и сохранение природы. Каковы ее результаты?
— Государственный сектор играет ключевую роль, в частности в вопросах защиты лесов, рек, водно-болотных угодий и диких видов. Сотрудничество с государственными органами всех уровней — важная часть работы, которую мы уже осуществляем в Украине и стремимся значительно ее усилить.
Относительно Transgreen, несколько лет назад мы выступили против нескольких проектов застройки в Румынии. Мы смогли остановить строительство, и Министерство инфраструктуры поняло, что наступило время изменить сам подход. Это был первый шаг, который вырос в Transgreen. Этот проект — уникальный тем, что собрал вместе очень разных партнеров. Были привлечены министры инфраструктуры, экологии, научные работники, негосударственные организации, в частности WWF, чтобы найти способы развития транспортной системы, которые учитывают и биомногообразие, и экологические аспекты вообще.
«В WWF ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛИ ЗА СВЫШЕ 50 ЛЕТ В ПРОЕКТАХ ПРИРОДООХРАНЫ ВО ВСЕМ МИРЕ»
— Как Вы оцениваете уровень сотрудничества с Украиной? Какие шаги необходимы, чтобы улучшить защиту окружающей среды в нашем государстве?
— К счастью, мы имеем в Украине команду, которая может дать конкретные советы. Я буду говорить о более общих рекомендациях. Прежде всего, нужна большая интеграция вопросов природы, биомногообразия во время планирования и принятия решений в разных секторах экономики, в частности в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, развитии инфраструктуры. Должно быть четкое понимание этих ценностей, а также механизмы, чтобы их интегрировать.
Один из фундаментальных шагов — это национальная стратегия относительно биомногообразия. Впрочем, конечно, это комплексный вопрос. Мы должны изменить тысячу вещей, а самое главное — парадигму восприятия природы и собственной деятельности. Она должна стать более системной и умной, включать осознание взаимосвязей. Идет речь не только об Украине — это глобальный вызов.
Одна из причин, почему в WWF есть офис в Украине — это содействовать развитию Украины в аспекте сохранения и учета биомногообразия: привлекать общественность, корпоративный и государственный секторы. Мы стремимся поддержать украинскую власть в разработке и имплементации решений, которые создают гармонию между природой и людьми. В WWF готовы делиться опытом, который получили за свыше 50 лет в проектах природоохраны во всем мире, чтобы помочь Украине отыскивать свои успешные решения.