Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Голос крымских татар

В Крыму широко отметили 70-летие Айше Сейтмуратовой, освещавшей борьбу своих соотечественников против тоталитарного советского режима
26 февраля, 2007 - 19:56

Президент Украины Виктор Ющенко во время недавнего пребывания в Крыму вручил Орден «За мужество» 1-й степени крымской татарке Айше Сейтмуратовой. В указе о награждении сказано, что эта высокая награда Украины вручается бывшему политзаключенному, активному участнику национального движения, директору гериатрического пансионата для одиноких пенсионеров и инвалидов из числа депортированных крымских татар «Картлар еви» («Дом доброты»).

Юбилей Айше Сейтмуратовой отмечали широко. В крымскотатарском театре негде было яблоку упасть. В зале — весь актив национального движения, руководители и члены меджлиса, депутаты, члены крымского правительства. Показали фильм о ее жизни, выступили друзья и соратники по национальному движению. Рефат Чубаров рассказал, как он в детстве и юности слушал ее репортажи по «голосам» и переживал за судьбу народа, изучал его историю. Мустафа Джемилев вспоминал, что сидя в тюрьме или в колонии, объявив голодовку, он знал: информация об этом по глубоко конспиративным каналам будет передана ей, и Айше Сейтмуратова расскажет об этом всему миру. Это сейчас все мы можем подойти к Айше-ханум, поздороваться, поведать какую-нибудь историю, даже попросить автограф, а тогда... сотни тысяч, миллионы людей знали только ее голос. В сущности, многие десятилетия, десятки тысяч крымских татар, по ссылкам и тюрьмам, связывал между собой только сильный и уверенный голос этой интеллигентной женщины, и роль этого голоса в укреплении и объединении народа переоценить невозможно.

Крым познакомился с нею на курултае в 1991 году, первом курултае народа за все советские годы. Миниатюрная, но необычайно энергичная, уверенная в себе и своих убеждениях, резкая в высказываниях, но мудрая, она, особенно после своего блестящего выступления с трибуны, создавала в нас такое же восторженное впечатление, какое создавала бы сильная и свободная птица, прилетевшая издалека на помощь своим соотечественникам, находящимся в беде. И что самое главное — на самом деле оно так и было. Айше Сейтмуратова приехала на курултай в Симферополь из Нью-Йорка. И хотя она стала гражданкой США, но когда ее народ вернулся в Крым, она оставила заокеанскую страну, бывшую мечтой для многих и многих в тогдашнем СССР, и переехала на свою родину, посвятив все свое время, все свои сбережения, всю свою работу заботе о старшем поколении крымских татар, прошедшем через депортацию. Поэтому она говорит, что годы в США не стали для нее изгнанием, она, как сейчас, так и тогда, вместе со своим народом.

ОТ ВЫСЫЛКИ ДО ЛАГЕРЯ

Она родилась в самый разгар сталинских репрессий в уже не существующей ныне деревне Аджи-Эли Маяк- Салынского района в Крыму в 1937 году. Ее отец погиб на фронте, защищая СССР, а советское государство в 1944 году семью воина вместе со всем крымскотатарским народом выселило в Узбекистан. Так, семи лет от роду, Айше оказалась изгнанной из родины и стала спецпереселенкой. Их вывезли в Хатырчинский район Самаркандской области, в кишлак, где добывали вольфрам. Ее братья работали на прокладке линий электропередач.

До 1956 года Айше, как и все крымские татары, находилась под гласным надзором спецкомендатуры, где обязана была отмечаться ежемесячно. Все унижения и страдания бесправного народа в изгнании проходили у нее на глазах. Поэтому, окончив школу, она задалась целью узнать историю своего народа, понять причины дискриминации людей по национальному признаку. Это стремление привело ее в 1958 году на исторический факультет Самаркандского университета. Закончив университет в 1963 году, Айше работала в школе и ассистентом на историческом факультете. С 1964-го по 1967 год несколько раз сдавала экзамены в аспирантуру Института истории Академии наук СССР. Но тщетно. Дорога в советскую историческую науку ей была закрыта, поскольку в это время она уже принимала активное участие в Национальном движении. С 1964 года Айше Сейтмуратова входит в инициативную группу Самаркандской области, а затем и в республиканскую. Неоднократно направлялась в Москву представителем от крымских татар Самарканда — в 1964, в 1965, в 1967 годах. Ее активность, конечно, не устроила властей — в конце 1965 года она была уволена из университета «по собственному желанию». А 14 октября 1966 года была арестована и препровождена в Москву. Содержалась она в следственном изоляторе КГБ в Лефортове. Суд состоялся 19—20 мая 1967 года. В результате энергичных выступлений народа в защиту своих представителей, все трое были освобождены прямо из зала суда с условным сроком 3 года каждому. Но уже летом 1967 года в числе группы из 20 крымских татар на приеме в Кремле была и Айше Сейтмуратова. В этот период Айше занимается преимущественно самиздатом — составляет и размножает материалы о крымских татарах и судах над ними, например о «Ташкентском процессе» 1979 года. Она писала тексты протестов и обращений, под которыми ставили подписи тысячи людей. Составляла тексты и для правозащитного самиздата в СССР — в «Хронику текущих событий». Собранные ею материалы и документы о борьбе крымских татар до сих пор служат источником для трудов ученых разных стран. Например, Александр Некрич в своей известной книге «Наказанные народы» приводит целый ряд фактов о гонениях на крымских татар в Крыму. Эти материалы были собраны Айше Сейтмуратовой и переданы в 1976 году в «Комитет по защите прав человека в СССР», созданный А.Д. Сахаровым.

Осенью того же 1967 года Айше очередной (четвертый) раз сдавала экзамены в аспирантуру Института истории АН СССР.

Руководителем ее диссертации назначили академика из Высшей партшколы. Айше попросила утвердить тему исследования по истории крымскотатарского народа. Но ей вручили другую — «Рост культурно-технического уровня рабочего класса Узбекистана». Но и тут она использовала много материала, связанного с жизнью крымских татар на высылке. В июне 1971 года, за несколько месяцев до окончания аспирантуры, вместо защиты диссертации ее арестовали и на три года бросили в Мордовские лагеря — Барашево и Явас. А после освобождения ее вообще лишили возможности заниматься научной работой, поэтому Айше просит политического убежища в США, куда и переезжает в январе 1979 года.

ХРОНИКА ЕЕ БОРЬБЫ

Поступив на работу в «Голос Америки», она рассказывает о судьбе своего народа также на волнах радиостанций «Свобода», «ВВС», «Немецкая волна». Несмотря на постоянное глушение, ее голос слышали сотни тысяч соотечественников, миллионы людей в СССР — на русском, крымскотатарском, азербайджанском языках... Она становится правозащитным деятелем мирового масштаба: принимает участие в правозащитных конференциях в Вашингтоне, Оттаве, Монреале, Лондоне, Стокгольме, Осло, Анкаре, Стамбуле, Риме. В мае 1980 года посылает специальное Обращение на имя Генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма, в котором описывает трагедию крымских татар.

Язык, знания, информация — ее оружие в мировых масштабах. Айше Сейтмуратова принимает участие и выступает на Международных исламских конференциях в Лондоне (1980 г.), ЮНЕСКО в Париже (1980 г.), Куала-Лумпуре (Малайзия, 1981 год). В апреле 1980 года она выступает в Сенате США, дважды присутствует на мероприятиях в Белом доме, встречается с президентом США Рональдом Рейганом. Вездесущая Айше встречалась также с президентом Турции Тургутом Озалом, Чехии — Вацлавом Гавелом, Украины — Леонидом Кравчуком, сенаторами и конгрессменами, депутатами парламентов Канады, Англии, Италии, Турции, Франции и других стран мира. Со всеми политиками она обсуждает проблемы Крыма, крымскотатарского народа, становления демократии в Украине после выхода ее из СССР. Она участвует в Хельсинском совещании по Заключительному акту по соблюдению прав человека, в Мадридской конференции 1980 года, в Венской 1986 года. К Венской конференции она издала брошюру, посвященную борьбе Мустафы Джемилева, находившегося в то время в заключении в Магадане, где готовился седьмой по счету судебный процесс над ним. Ее обращение в защиту Мустафы Джемилева было передано министрам иностранных дел 35 государств-участников конференции в Вене. Только после этой конференции первым, по решению Михаила Горбачева, был освобожден Андрей Сахаров, вторым — Мустафа Джемилев.

Айше Сейтмуратова принимала участие в работе таких известных международных организаций, как «Международная амнистия», «Международная лига по правам человека», «Американская хельсинская группа», «Центр за демократию в СССР» (Нью- Йорк), с 1986 года она в 12 странах организовала Комитеты в защиту Мустафы Джемилева, активно боролась за освобождение из советских застенков лидеров крымскотатарского народа Юрия Османова, Решата Аблаева, Синавера Кадырова и многих других.

Ее статьи «Нация на эшафоте», «Пламя гнева» (о самосожжении в Крыму крымского татарина Мусы Мамута при попытке его выселения советской милицией), «Мусульмане в СССР и на западе», «Тюрки на Балканах» и другие включаются в сборники мировых университетов, публикуются в мировых изданиях. В 1990 году она подает идею и лично спонсирует издание журнала «Ватан» («Родина») профессором Рефиком Музафаровым в Крыму, собирает деньги среди крымских татар Нью-Йорка на деятельность общества. Впоследствии по материалам журнала была составлена и издана первая на полуострове «Крымскотатарская энциклопедия».

Айше рассказала журналистам, как выселяли ее семью 18 мая 1944 года. Отец был на фронте. Матери с семью детьми, самому маленькому из которых было два года, лейтенант приказал быстро собраться. Семилетняя Айше схватила любимую куклу, чуть ли не с нее ростом — этот самый дорогой подарок отца она не хотела оставлять. Но военный приказал не брать. И она побежала куклу закапывать, чтобы найти, когда вернется. Их сосед смог передать полмешка муки, которая потом помогла выжить. Помнит Айше, как этот же русский офицер дал несколько купюр (банкноты тогда были большими по размеру) матери со словами: «У вас семеро деток, в дороге деньги пригодятся, а может, и по возвращении». И Айше делала потом все для того, чтобы она сама и ее народ вернулись на историческую родину. А в Ташкенте, куда Айше уже из Нью-Йорка приехала навестить могилу матери, к ней обратились пожилые женщины, которым в год депортации было по 14 — 15 лет. Они боялись возвращаться на родину, потому что были одиноки, им не с кем было начинать строить дома по возвращении в Крым, а оставаться на чужой земле — равносильно смерти. И она дала им слово помочь вернуться домой достойно. «У меня тогда в кармане не было денег, но я подумала: хорошие люди и Аллах доброму делу помогут». Тогда она и решила собрать одиноких и престарелых в пансионате и заботиться о них.

«ДОМ ДОБРОТЫ»

В 1992 году Айше Сейтмуратова создает в Крыму фонд «Мерхамет эви», который сама и возглавляет, целью которого есть оказание медицинской, материальной, правовой помощи одиноким и престарелым крымским татарам. Со временем она переезжает из Нью- Йорка в Крым окончательно. Сегодня она директор гериатрического пансионата, созданного ею в Симферополе на средства фонда. И хоть ей помогали УВКБ ООН, Рескомнац Крыма, Минсоцзащиты, но без ее энтузиазма и энергии «здесь ничего бы не стояло». Пансионат, как оказалось, мечта и цель всей ее жизни. Она положила всю жизнь на освобождение своего народа и 10 лет — на создание пансионата, родного дома для людей, переживших страшный удар депортации. Сегодня в пансионате она души не чает: с гордостью рассказывает, что недавно в коллективе была большая радость — две ее знакомые из Америки подарили пансионату современную стиральную машину, что значительно облегчило жизнь обитателям дома дружбы и радости, созданного Айше-ханум.

Официально пансионат начал функционировать в 2000 году. В ходе реконструкции, начавшейся в августе 1999 года, использовалось несколько внебюджетных источников. Это первый в Крыму опыт смешанного финансирования. В реконструкцию было вложено со стороны УВКБ ООН 302 тысячи гривен. 120 тысяч гривен выделил Рескомнац, 50 тысяч — Министерство труда и социальной защиты АРК. Также средства выделялись внебюджетным фондом «Мерхамет эви». Верховная Рада Крыма еще тогда присвоила ей звание «Заслуженный работник социальной сферы Автономной Республики Крым». Пансионат рассчитан на проживание 40 человек. В настоящее время питание, медицинское обслуживание в пансионате осуществляется за счет гуманитарной помощи, собранной самой Айше-ханум.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь. Фото из сборника «Айше Сейтмуратова», автор-составитель Риза Фазыл, Симферополь, 1997 год
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ