Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Город для всех

Почему Киев должен как можно быстрее стать комфортным для всех слоев населения и как сделать его дружественным для людей с особыми потребностями
18 февраля, 2015 - 09:48
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Киев — не приспособлен для передвижения людей с особыми потребностями, говорят общественные активисты. В нем частично оборудованы пандусы, съезды и выезды на тротуары, есть звуковые светофоры, но до инклюзивных городов Европы или Америки ему пока далеко. Боевые действия на территории Украины привели к тому, что количество людей с особыми потребностями будет лишь расти, поэтому вопрос доступности города для всех слоев населения становится все более острым. Хотя актуальным этот вопрос является всегда.

• В прошлом году вступили в действие новые Государственные строительные нормы, по которым городская среда и все помещения должны быть доступными для разных категорий населения. Но до сих пор процесс обновления города не начался. Эксперты в своих прогнозах — не оптимистичны.

«По своему рельефу Киев не приспособлен для использования всеми слоями населения, — рассказывает «Дню» вице-президент Национального союза архитекторов Украины Георгий Духовничий. — Он настолько сложный, что строительные нормы требуют сделать то, что сделать технически невозможно. Есть большое количество улиц, которые по своим природным наклонам превышают максимумы, которые возможны по этим нормам. Опыт европейских стран показывает, что исправить можно все. Но пока наша страна финансово не готова к этому».

• Благодаря наличию удобных съездов и выездов люди на колясках могут передвигаться по тротуару, но пользование транспортом для них пока недоступно, рассказывает Георгий Духовничий.

«Когда я начал работать в Европе, то удивлялся, откуда столько людей с особыми потребностями на улицах. Потом я понял — их количество везде одинаково, но если на Западе они могут жить нормальной жизнью, то у нас они просто привязаны к своему дому, и их никто не видит. Люди с особыми потребностями банально не могут его покинуть, не то, что передвигаться по улице. К счастью, ныне оборудованы съезды и выезды на тротуары, но этого недостаточно. Возьмем, к примеру, городской транспорт. Он должен иметь мобильные заезды, которые опускаются на уровень тротуара, чтобы внутрь могли заехать люди на колясках. Также нужны подъемники в подземные переходы, на мосты. По-особому стоит оборудовать метро и вокзалы. Если на сам вокзал ныне человек с особыми потребностями еще может попасть, то, как ему попасть на платформу или сесть в вагон?» — говорит архитектор.

• Сегодня власть предпринимает шаги для оборудования города всем необходимым для людей с особыми потребностями, но эти шаги не всегда удачны. К примеру, во многих городах Украины есть светофоры, которые оборудованы специальными звуковыми сигналами, но все они настолько разные, что человек не в состоянии распознать необходимый звук, рассказывает президент всеукраинской молодежной организации для людей с недостатками зрения «Генерация успешного действия» Геннадий Евсевьев.

«В пределах одного населенного пункта светофоры звучат по-разному, к примеру, один щебечет, а другой чирикает. Тогда просто невозможно сориентироваться, это звук светофора или мелодия от проезжающего автомобиля. Это представляет опасность для здоровья человека. Также важно, чтобы общественный транспорт имел функцию озвучивания остановок внутри. Это актуально не только для незрячих, а для всех людей, особенно зимой. Ныне эти функции встроены, но озвучиваются остановки далеко не всегда. Также вводится система внешнего объявления номера маршрута. Благодаря нашим обращениям, практически весь общественный транспорт в городе Ровно имеет эту систему. К сожалению, в больших городах процесс продолжается дольше», — рассказывает Геннадий Евсевьев.

• Сейчас в Киеве только начали устанавливать направляющие рельефно-тактильные полосы, с помощью которых могут передвигаться люди с недостатками зрения, но тормозит эти инициативы непонимание со стороны общества, объясняет Геннадий Евсевьев.

«Если бы рельефно-тактильные полосы были всюду, то передвигаться было бы легче, но если автовладельцы не перестанут ставить на этих полосах свои автомобили, никакого смысла от них не будет. Найти деньги на полосы — полбеды. Значительно сложнее искоренить человеческую небрежность. Также необходимы металлические направляющие перила. Особенно актуально это зимой, когда из-за снега человек не может отличить тротуар от газона», — объясняет Геннадий Евсевьев.

• Виталий Хромец — руководитель научно-учебного центра Национального университета «Киево-Могилянская академия». Он потерял зрение в возрасте 13 лет, но это не помешало ему получить надлежащее образование и заниматься научной деятельностью. Ныне Виталий автор 42-х научных и 3-х научно-методических трудов. Виталий отмечает, что ему удалось достичь таких успехов благодаря тому, что люди вокруг всегда его поддерживали и помогали. Виталий определил еще одну проблему, которая не позволяет людям с особыми потребностями чувствовать себя полноценно, — это равнодушие общества.

«Во время моей учебы в университете, у нас был случай, когда незрячая девушка разминулась с мамой, решила сама добраться домой и упала на колею в метро. Тогда она сильно травмировалась, но осталась живая. Проблема была даже не в том, что метро было не приспособлено для потребностей незрячих, а в том, что никто из людей к ней не подошел и не предложил помощь, хотя все понимали, что передвигаться ей сложно. Это большой недостаток нашего общества — псевдостыд. Людям стыдно, и они отмежевываются от тех, у кого особые потребности. Почему-то считается, что инвалидность — это что-то заразное. Из-за этого наше общество духовный инвалид само по себе», — говорит Виталий.

• Сейчас для человека с особыми потребностями выйти на улицы Киева — это настоящий подвиг. Пока городская власть не только не контролирует, но и не финансирует процесс преобразования Киева. Сами люди с инвалидностью надеются на частные инициативы, но даже в этом случае быстрых изменений не ожидается. Ведь важно не только желание людей с особыми потребностями интегрироваться в общество, но и желание общества их принять.

Елена БЕРЕЖНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ