Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Государство играет и... проигрывает

Почему в советские времена лотереи «кормили» спорт, а сегодня — нет?
12 апреля, 2005 - 20:38
ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ СЛУЧАЕВ, КОГДА ОБЛАДАТЕЛИ КРУПНЫХ ПРИЗОВ НЕ ПРЯЧУТСЯ ОТ ФОТОАППАРАТОВ И КАМЕР. НА ФОТО — СЕМЬЯ ПРИГОД, КОТОРАЯ ВЫИГРАЛА В SMS-ВИКТОРИНЕ АВТОМОБИЛЬ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ MOBILINE

Чего только не придумаешь, дабы заставить пассажиров исправно платить за проезд. В одном из российских городов, например, устроили конкурс-лотерею проездных талонов. Естественно, многие сочли для себя более привлекательным оказаться призером, нежели устраивать словесные баталии с контролером. А значит, транспортники не прогадали — в течение трех недель их доходы возросли в три раза.

Иначе и быть не могло. Психологи убеждены, что лотерея — самый надежный метод вынудить человека добровольно расстаться с деньгами. В случае с украинцами задача еще упрощается. По мнению кандидата психологических наук Ирины Головневой, в наших народных сказках, равно как и в русских, успех героя зачастую рассматривается исключительно как везение, а не как награда за собственные труды. Посему, утверждает психолог, тяга к лотереям и им подобным мероприятиям у украинцев заложена на генетическом уровне. Добавим сюда психотерапевтический эффект (считается, что, играя, человек может виртуально решить свои проблемы и смягчить удары судьбы) — и сомнений не возникает: лотерея — очень нужное и полезное изобретение. Плюс ко всему, «на ее совести» солидная статья доходов бюджета. В Италии, например, объемы продаж национальной лотереи составляют 17 млрд. евро, в Германии — 14 млрд. во Франции — 8 млрд. В Греции за три дня умудряются реализовывать 100 миллионов лотерейных билетов при населении страны в 10 миллионов. Проанализировав европейский рынок в целом, эксперты пришли к выводу: 60% жителей старого континента играют в лотерею. Среднестатистический немец тратит «на удачу» приблизительно 800 долларов в год, англичанин — 150. А украинец, при всех упомянутых генетических предрасположенностях, — всего 0,7 доллара.

В данном случае, дело не сколько в том, что, выбирая между лотереей и чем-то более насущным, у нас останавливаются на последнем. Напротив — украинцы готовы и хотят играть. Мешают же строить на «лотерейные» деньги дворцы спорта и стадионы (как это было в советские времена) сегодня, как минимум, два фактора: законы и стереотипы. «Почему-то лотереи у нас ассоциируют с чем-то маргинальным. Даже если и покупают билеты, то делают это стыдливо, чтобы никто не увидел и ничего вдруг не подумал», — говорит генеральный директор «Молодьспортлото» («МСЛ») Георгий Ложенко. В то же время, по его словам, лотерея — это не просто игра. На Западе она считается престижным и модным мероприятием, которое выступает даже неким объединяющим элементом. В отличие от азартных игр, вероятность патологии в данном случае сводится к нулю — кто будет выносить из дому вещи, чтобы купить лотерейный билет? Наоборот, лотерея формирует новые семейные традиции: все собираются вместе, зачеркивают номера, обсуждают правильность выбора...

Впрочем, стоит признать, что в Украине боятся не только играть, но и... выигрывать. В восьми случаях из десяти у «засветившегося» обладателя крупной суммы появляются толпы близких и дальних родственников, желающих получить свою долю. Словом, те, кто сорвал джек-поты, в Украине не часто «выходят из подполья». Хотя их опыт мог бы стать отличной рекламной кампанией для отечественных лотерей.

Впрочем, все «лотерейные истории» не похожи друг на друга. Скажем, был случай, когда несколько сот тысяч гривен выиграла неравнодушная к алкоголю семья. Немудрено, что радостное событие отмечали до тех пор, пока деньги не закончились. Правда, как показывает практика, судьба все же чаще награждает настойчивых. Именно на них ориентированы разнообразные викторины, в которых выигрыш напрямую зависит от количества попыток — чем дольше участвуешь и больше даешь правильных ответов на вопросы, тем выше шансы выиграть главный приз. К примеру, недавно в SMS-викторине к сериалу на телеканале «1+1», супер-приз (автомобиль «Шкода-Фабиа») получила семья глухонемых. Как рассказывает их сын Максим, тогда их просто преследовали неудачи. И вдруг звонок: вы выиграли автомобиль. «Родители просто заплакали от такого неожиданного счастья. А вообще мы тогда сделали для себя открытие: выиграть, оказывается, в Украине может каждый», — говорит Максим.

К слову, недоверие к лотереям в какой-то степени оправдано. По мнению экспертов, отсутствие закона, устанавливающего четкие правила игры на рынке, привело, по сути, к хаосу. Что и говорить: довольно-таки выгодно отпечатать лотерейные билеты, реализовать их, а потом скрыться. Подобная история случилась несколько лет назад в Запорожье. Лотерейные билеты «Либерти» якобы привезли из США, и в качестве супер-приза была обещана поездка в Америку. Естественно, в вожделенное путешествие никто не отправился (во всяком случае, из тех, кто приобретал билеты), равно как не было выигравших в лотерею с многообещающим названием «Бакс», которая проводилась в Черновцах. Отдельная тема — экспресс-розыгрыши на улицах и розыгрыши, которые организовывают различные компании. В первом случае для зрителей устраивают настоящий спектакль. По условиям, дабы получить выигранный приз, его необходимо выкупить. Несколько убедительных фраз — и у игрока пустой кошелек, причем разумеется, никаких подарков. Что касается «призового» маркетинга, то он хоть лотереей по закону и не считается, доверие к разного рода играм успешно подрывает. Крышечки-вкладыши, как показывают различные исследования, украинцы отсылают достаточно часто. Только вот удача улыбается крайне редко. Более того, во многих европейских странах акции в стиле «купи — чего-то пачку — получишь водокачку» и вовсе запрещены. Это считается нарушением прав потребителя. А тамошние маркетологи называют такое стимулирование продаж вчерашним днем.

Так или иначе, но за всеми лотереями-розыгрышами в Украине призван следить Минфин. И хотя в последнее время криминальные истории случаются все реже, лотерейные операторы все равно сетуют: дескать, из-за них не доверяют нам. «Ежегодно в «МСЛ» поступает достаточно много жалоб. Люди играли, но не разобрались, с кем и во что. Вот теперь пытаются защитить свои права», — рассказывает генеральный директор «Молодьспортлото». По убеждению Г. Ложенко, Украине сейчас необходимо срочно упорядочить лотерейную деятельность — определиться, сколько должно быть операторов на рынке, как им работать, куда отчислять деньги. «Почему в советские времена лотерея «кормила» спорт? Да потому, что в общую бюджетную копилку направлялось всего 0,4% от объема продаж билетов «Спортлото». Все остальное под жестким контролем шло на социально-спортивные нужды», — рассказывает генеральный директор «МСЛ». Сегодня, по оценкам экспертов, один лотерейный оператор приносит в бюджет до 20 миллионов гривен в год. Дальнейшая судьба этих средств неизвестна...

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ