При нынешней стоимости лечебных и оздоровительных путевок
только 90-процентная их оплата, за счет средств социального страхования,
предоставляла возможность воспользоваться ими значительному количеству
нуждающихся в санаторном лечении. Но в этом году количество льготных путевок
значительно уменьшилось, и получить их теперь могут только инвалиды, участники
ликвидации аварии на ЧАЭС (не все, а только работавшие в зоне отчуждения
до 31 декабря 1986 года), лица после тяжелой болезни и дети.
Это стало следствием двух нововведений, закрепленных в
законе «О государственном бюджете Украины на 2000 год». Пытаясь найти новые
источники пополнения бюджета и достичь его бездефицитности, законодатели
обратили свое внимание на средства фонда социального страхования. Сначала
Верховная Рада по предложению бюджетного комитета включила эти средства
в перечень статей доходов бюджета, а потом в статье 62 упомянутого закона
значительно ограничила круг лиц, которые могут воспользоваться льготными
путевками.
Сделано это было, невзирая на то, что в соответствии с
действующим законодательством, в частности положением о Фонде социального
страхования (ФСС) Украины, этот фонд является государственным целевым,
средства которого должны использоваться строго по назначению. Попытки использования
этих средств для латания «бюджетных дыр» предпринимались и ранее. Еще в
1997 году тогдашнее правительство, возглавляемое П. Лазаренко, пыталось
включить средства ФСС в состав госбюджета, но ВР, учитывая многочисленные
протесты профсоюзов, по закону управлявших этим фондом, отклонила эту инициативу.
Но в ноябре 1999 года, при рассмотрении проекта госбюджета
на 2000 год, аналогичное предложение внес уже парламентский комитет по
вопросам бюджета, возглавляемый тогда Юлией Тимошенко, и правительство
с ней согласилось. В первую очередь потому, что в большинстве отраслей
и по ФСС в целом по итогам года образовывается экономия средств. А чтобы
эту экономию еще увеличить, на законодательном уровне установили ограничение
на выдачу путевок за счет соцстраха. Протесты профсоюзов, прибегнувших
к пикетированию ВР, и их переговоры с законодателями и правительством в
этот раз успеха не имели. В результате правительство получило возможность
использовать экономию средств соцстраха на покрытие расходов по другим
статьям бюджета.
Насколько же выиграет от этого госбюджет? Как показывает
элементарный подсчет, выигрыш не покроет социальных потерь. При прогнозированном
на 2000 год фонде оплаты труда предприятий всех форм собственности в 33,6
млрд. грн., отчисления в ФСС не превысят 1,35 млрд. грн. При этом экономия
на санаторно-курортном лечении и оздоровлении, в лучшем случае, составит
200 млн. грн. Но, как следствие, исчезнет экономия на больничных листках
— потеряв возможность подлечиться и оздоровиться, мы станем болеть больше.
Сколько потеряет от этого наш госбюджет — никто не подсчитывал.
Что же касается социальных последствий, то самым главным
из них является отказ в санаторном лечении людям, которые в нем нуждаются
и не имеют средств на приобретение полнооплачиваемых путевок. Не надо думать,
что, оставив льготные путевки для детей, законодатели проявили заботу о
них. При полной стоимости детской путевки в оздоровительный лагерь 420—
560 грн., нормативы возмещения за счет средств ФСС покрывают ее стоимость
только на треть. А оставшуюся долю, должны оплатить родители, профсоюзы
или предприятия за счет своей прибыли. Учитывая, что мало у кого из них
сыщутся нужные средства, имеем парадоксальную ситуацию — государство дотирует
детей из далеко не бедных семей, которые могут выложить 250— 300 грн. на
оздоровление ребенка.
Нельзя, по-видимому, считать случайностью и то, что ограничение
на выдачу льготных путевок совпало с активизацией процесса приватизации
объектов санаторно-курортной сферы. Известно, что выгоднее — конечно, для
покупателя, а не для государства — приобрести в собственность объект, имеющий
отрицательную рентабельность, поскольку его цена значительно ниже. Вот
и возникает мысль: а не началась ли своеобразная «передприватизационная
подготовка»? Ведь уже сейчас у многих здравниц трудности с реализацией
путевок. Поскольку количество тех, которые покупаются за счет средств соцстраха,
сократилась в несколько раз, а спрос на полнооплатные путевки остается,
как правило, стабильным и компенсировать потерь не может. Тем самым многие
санатории, пансионаты и дома отдыха поставлены на грань банкротства. Что-то
подобное мы уже проходили в 1993— 1994 годах, когда из-за ограничений роста
доходов населения был резко снижен платежеспособный спрос, что нанесло
сокрушительный удар в первую очередь по предприятиям, производившим товары
народного потребления.
Насколько данное предположение верно — покажет время. А
пока о льготных путевках на лечение и отдых большинство из нас может забыть
(надеюсь, что временно — ведь перед новыми владельцами здравниц также возникнет
проблема реализации) и искать или средства, или места более дешевого отдыха.